17 октября 2021 г., 18:23

681

Переиздание "Таллинского прорыва" от Радия Зубкова

15 понравилось 5 комментариев 0 добавить в избранное

metaloleg : К сожалению, автор, контр-адмирал и главный штурман ВМФ СССР Радий Анатольевич Зубков (1931 - 2020) не дожил до выхода второго издания своего труда. Первое издание вышло в 2012 году и давно стало букинистической редкостью, например, я для своей библиотеки найти его не смог. Таллинский прорыв вышел в издательстве "Гангут" в конце лета этого года. Автор писал свой труд на протяжении 14-ти лет и оставил в интервью причины, по которым он взялся за освещение истории этой трагической операции:

...Потому, что меня возмутили, насторожили, вызвали неприятие:
1) прокурорский стиль описания многими историками этого заметного события в истории нашего ВМФ и Великой Отечественной войны, с упором на реальные и мнимые ошибки командования флота и субъективное назначение «виновных»;
2) уничижительные оценки ими деятельности командования флота типа «бездарность», «несоответствие занимаемым должностям», «преступные действия», «трусость», «предательство»;
3) стремление выпятить трагическую сторону прорыва в ущерб героической и оперативно-тактической сторонам;
4) ничем не обоснованные данные о людских потерях при прорыве, некорректные сравнения их с потерями в других операциях и сражениях российского и зарубежных флотов;
5) чрезвычайно ограниченное использование архивных документов.

Возникло желание написать историю Таллинского прорыва близкую к реальной. Захотелось осуществить глубокий анализ субъективных и объективных причин, обстоятельств, приведших к ошибкам, попытаться снять некоторые несправедливые обвинения с командования КБФ.

В итоге получился фундаментальный труд с изучением процесса принятия решения на прорыв, планирование прорыва, организации взаимодействия прорывавшихся сил с ВВС флота, Кронштадтской ВМБ и Ленинградским фронтом, подготовка сил к прорыву. Описаны и проанализированы отход войск с обороняемых рубежей к пунктам посадки на транспорта и сама посадка почти 33-х тысяч человек на 62 судна и корабля в Таллине и Палдиски 27-28 августа 1941 года. Ну и сам трагический переход, прорыв Юминдской минно-артиллерийской позиции врага, и провал ВВС КБФ по защите конвоев от авиации врага. В наше время возникла необходимость во втором издании, главным образом за счет новой информации из немецких и финских архивов и главное, полученной Разведывательно-водолазной командой в течении последнего десятилетия планомерно изучавшей погибшие суда и корабли в Финском заливе. Получившийся увесистый томик на 700+ страниц явно украсит полку любого флотофила.

В группу Новинки военно-исторической... Все обсуждения группы
15 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 5

Спасибо за информацию, очень интересно. В детстве у меня был набор открыток "ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. КБФ". Неизгладимое впечатление произвел. Иллюстрация - текст. Вот реальное военно-патриотическое воспитание...

картинка Githead

картинка Githead

Про переход ничего не читал. Но сталкивался, и с мнением автора о педалировании "трагичности и бездарности" согласен. По крайней мере у меня похожее впечатление сложилось, даже не погружаясь в тему. Для обывателей, это, наверное, еще один пример того, как тупые совки трупами закидали (в данном случае утопили).

S_Morgan, На теме Таллинского перехода оттоптались Бешанов и емнип, Больных. Но и солидный А. В. Платонов тоже был очень критичен к организации эвакуации