Это только на первый взгляд кажется, что сплошная еврейская тема. Вернее, сплошные персонажи-евреи. Но поскольку перед нами отдельные истории, то в каждой истории объявляется еще один... правильно, еврей. И порой сквозь горькую иронию проглядывает грустная или печальная история, а иногда и абсурдная.
Но юмор у Севелы, с которым я познакомилась в "Остановите самолет, я слезу", совсем печальным быть не может. Сквозь печаль врываются искры веселья, и до следующего печального персонажа. Так и идут рука об руку у него смех и грусть, как издавна шествуют по Руси русский с евреем.
А вы задавались вопросом - насколько евреи со всеми своими примочками повлияли на русских, да и на саму Россию? Когда я слышу совсем рядом, и не в телевизоре, не в троллейбусе - а вот, например, на работе у себя - абсолютное неприятие евреев как таковых со всеми вытекающими, совершенно нет желания вступать в спор, но хочется спросить. А вы уверены, что не будь евреев, вам жилось бы лучше и спокойнее? Не говоря о том, что они внесли свою долю в нашу историю, да и в нашу жизнь. И уж о том, что евреи (а с ними заодно и цыгане) являлись людьми низшего сорта известно при ком. При Гитлере. Дальнейшие комментарии, как я считаю, излишни.
А еще, читая Севелу, возникает комок в горле - там, где он рассказывает о бабушке Розе, при царе - дочери купца-еврея I гильдии (читай - миллионера), жившей в 3-этажном особняке, а после революции ютившейся с четырьмя сыновьями в подвальной комнатушке, с сыновьями, позже выросшими и разлетевшимися во все концы, но которые предпочли со своей матерью изредка переписываться да от случая к случаю посылать ей деньги, но не компрометировать перед властями своей связью с матерью из бывших. Но если немного подправить Вицина с его знаменитой фразой о самом гуманном суде в мире, то советская власть - самая "гуманная" власть в мире и от нее не спрячешься, не зашифруешься. Я не буду рассказывать, что было дальше, прочтите хотя бы сборник "Попугай, говорящий на идиш" или даже один этот рассказ "Субботние подсвечники". Он о многом вам скажет.
Так о сыновьях и внуках бабушки Розы если досказать - еще один сын волею судеб остался все ж в рядом с матерью. И подарил своему сыну бабушку Розу, не на расстоянии, как получилось с остальными внуками, а так, что все, впитанное от своей бабушки, через годы и десятилетия стало возвращаться к нему нежданными откровениями.
Но вот такая еще вещь - сам Севела немало успел повоевать в качестве "сына полка", войну окончил уже в Берлине, был награжден, отец его воевал - а он был кадровым военным, и конечно же, это немало отражено в книге. И порой это так неожиданно, и уже практически не еврейская тема возникает - как в рассказе "Потомок Чингисхана", где разговор уже ведется о сущности человеческой.
И я абсолютно понимаю, почему прозу Эфраима Севелы сравнивают с Шолом-Алейхемом. Потому что ещё две его небольшие книжки в составе этого сборника - о детстве и о войне - невозможно читать без смеха и без слез. Причем и то, и другое взаимосвязано.
Детство из далеких 30-х годов, омраченных для нас известными событиями, но для двух друзей остались самым прекрасным и незабываемым временем, свободным, немного хулиганским и своей самодостаточностью являющимся чем-то особенным, в отличие от времени сегодняшних детей.
И - после детства последовали сороковые годы, война, но на войне тоже жили, и не только сражались и убивали, как много мы не знаем, из чего складывалась жизнь на войне, так об этом нам и расскажет Моня Цацкес, не поленится, в карман за словом не полезет, и пусть немного хулиганскими окажутся его живые картинки, но даже на войне, или - тем более на войне без них не обойтись