Маргит Каффка (Kaffka Margit, 1880–1918) родилась в городе Надькарой на территории сегодняшней Румынии, окончила монастырскую школу, затем училась в Будапеште, где получила диплом учительницы, преподавала в женской школе в Мишкольце, где и начала активно писать, а также сотрудничать с журналом Nyugat. В 1907 г. Каффка переехала в Будапешт, где после развода с первым мужем работала учительницей, чтобы прокормить себя и сына, продолжая публиковать стихи и рассказы в журналах. С 1914 г. оставила преподавание и жила уже исключительно писательским трудом, получив заслуженное признание как одна из главных авторов поколения и первая венгерская женщина-писательница. В этом же году вышла замуж за биолога Эрвина Бауэра. В конце 1918 г. Маргит Каффка вместе с сыном умерли от испанского гриппа. Настоящий сборник был опубликован в 1906 г.
Маргит Каффка (Kaffka Margit, 1880–1918) родилась в городе Надькарой на территории сегодняшней Румынии, окончила монастырскую школу, затем училась в Будапеште, где получила диплом…
За 20 лет знакомства пребывающий в лечебнице для душевнобольных швейцарский писатель Роберт Вальзер и его друг, а позже и опекун, Карл Зеелиг совершили несколько десятков прогулок по окрестностям Херизау. Их разговоры, острые суждения Вальзера и, не в последнюю очередь, описания завтраков, обедов и ужинов и составили эту книгу. Записи Зеелига стали одним из главных источников информации и, что, пожалуй, важнее, мифа о Роберте Вальзере.
В 1978 году книга Зеелига была экранизирована («Опекун и его поэт», режиссер Перси Адлон).
За 20 лет знакомства пребывающий в лечебнице для душевнобольных швейцарский писатель Роберт Вальзер и его друг, а позже и опекун, Карл Зеелиг совершили несколько десятков прогулок…
Мир, который предстанет в этой книге, попал в поле зрения людей на Западе только благодаря тому, что был уничтожен. То был далекий чужой мир, о котором поговаривали, что там царят грязь и бедность, пьянство и безграмотность, правят грубые помещики и тупые чиновники. С немалым удивлением люди впервые слышали о многочисленных народах и народностях, о религиях и культурах, которые существовали на периферии империи: рутены, поляки, евреи, румыны, цыгане, а также никому не известные гуцулы, бойки или липоване. В годы Первой мировой множество немцев и австрийцев впервые соприкоснулось с регионами, куда их отправляли воевать и умирать. Битвы при Лемберге, Пшемысле и Гродеке превратили слово «Галиция» в синоним жестокой бессмысленности войны. В 1918 г. Галиция была присоединена к возродившейся Польше, Буковина — к Румынии. Они появились на политической карте, однако с географической исчезли.
Галиция обладала неисчерпаемым культурным богатством, ее влияние постоянно давало о себе знать на западе Европы. Прежде всего, в литературе. Мы совершим воображаемое путешествие по Галиции, попытаемся показать этот мир до разрушения.
Мир, который предстанет в этой книге, попал в поле зрения людей на Западе только благодаря тому, что был уничтожен. То был далекий чужой мир, о котором поговаривали, что там царят…
Второй том Собрания сочинений Хайнера Мюллера. Мюллер — главный «экспортный» драматург ГДР — оставил объемное наследие, включающее десятки драм, сотни стихотворений, прозаических текстов, переводов и фельетонов. Его судьба, и личная, и литературная, есть отражение трагической эпохи разделенной Германии, кончина Мюллера пришлась на противоречивые года объединения. Издательство libra считает честью познакомить русского читателя с очень важной стороной корпуса текстов Мюллера — подборкой драм, стихотворений и прозы, посвященных античности и античному следу в истории, философии, литературе. Некоторые тексты уже известны русскому читателю и театральному зрителю. Многие публикуются по-русски впервые. Издание осуществлено при поддержке Института им. Гёте в Москве.
Второй том Собрания сочинений Хайнера Мюллера. Мюллер — главный «экспортный» драматург ГДР — оставил объемное наследие, включающее десятки драм, сотни стихотворений, прозаических…
Едгин, или По ту сторону гор (Erewhon: or, Over the Range) — антиутопический роман Сэмюэла Батлера (1835-1902), опубликованный анонимно в 1872 году (переработанное и дополненное издание 1901 г.), сатира на общество викторианской Англии. Едгин отчасти основан на опыте жизни Батлера в качестве фермера-овцевода в Новой Зеландии. Во включенных в роман пародийных трактатах Батлер впервые в истории мировой литературы пишет об искусственном интеллекте, правах животных и сатирически комментирует эволюционную теорию и последствия индустриальной революции. Роман Батлера во многом вдохновил на создание антиутопий Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли, а также нашел отражение в философских работах Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
Едгин, или По ту сторону гор (Erewhon: or, Over the Range) — антиутопический роман Сэмюэла Батлера (1835-1902), опубликованный анонимно в 1872 году (переработанное и дополненное…
Сборник сказок братьев Гримм "Железный Ханс", подготовленный издательством немецкой литературы libra, объединяет 17 разноплановых сказок из сборника Гриммов, среди которых и бытовые, и волшебные, и сказки смешанного типа. Новый перевод сказок был выполнен Юлией Полещук и наиболее близок немецкому оригиналу. Буркхард Найе постоянно сотрудничает с издательством Suhrkamp-Insel и создает яркие современные иллюстрации к классическим произведениям немецкой литературы (Нибелунги, Немецкие народные легенды и пр.).
Сборник сказок братьев Гримм "Железный Ханс", подготовленный издательством немецкой литературы libra, объединяет 17 разноплановых сказок из сборника Гриммов, среди которых и…
«Ласло Чолноки приговорили к смерти духи Табана», писал об авторе трех коротких повестей, собранных в этой книге, еще один певец Будапешта начала ХХ века, Дюла Круди.
Ласло Чолноки (1879-1929) получил образование в гимназии пиаристов, курса в Торговой академии не закончил и жил литературным трудом – сначала работал журналистом, но затем сосредоточился на рассказах и повестях. В венгерской литературе самым близким к Чолноки можно назвать Петера Хайноци, а в русской – Венедикта Ерофеева, которые полвека спустя, в 70-е, сумели с медицинской точностью воспроизвести ад алкоголизма так, что читатель понял: перед ним большая литература про бесконечное одиночество и невозможность соединить воображаемый и реальный миры.
Еще одно измерение текстов Чолноки – характерное для венгерской литературы начала ХХ века соединение литературы и медицины на волне растущей популярности исследований человеческой психики и воздействия на нее различных веществ. Как и многие современники, Чолноки увлекался исследованиями в области физиологии и психоанализа и пытался анализировать состояния героев (и собственные) с учетом новейших достижений науки.
«Ласло Чолноки приговорили к смерти духи Табана», писал об авторе трех коротких повестей, собранных в этой книге, еще один певец Будапешта начала ХХ века, Дюла Круди.
Ласло…
Трагедия «Семейство Шроффенштайн» — первое произведение немецкого драматурга и прозаика Хайнриха фон Кляйста (1777-1811). Драма была издана анонимно в 1803 г. и поставлена год спустя в Национальном театре в Граце. Фон Кляйст писал драму во время путешествия в Швейцарию. Там, неподалеку от городка Тун, он намеревался вести жизнь крестьянина (этому посвящен рассказ Роберта Вальзера «Кляйст в Туне» из сборника «Истории»), писатель провел там 1802 г. и вернулся на родину. Во многом вдохновленная пьесой «Ромео и Джульетта» Шекспира, трагедия фон Кляйста решена на немецком материале и остается одним из непрочитанных текстов немецкого романтизма.
Трагедия «Семейство Шроффенштайн» — первое произведение немецкого драматурга и прозаика Хайнриха фон Кляйста (1777-1811). Драма была издана анонимно в 1803 г. и поставлена год…
Валери Ларбо (1881-1957) — французский классик, имя которого до недавнего времени оставалось почти неизвестным русскому читателю, сборник новелл «Детские» (1918) вышел в русском переводе спустя сто лет после написания. Ларбо был богатым интеллектуалом, путешественником, эстетом и декадентом. Он утверждал, что сочиняет по прихоти, его книгами восторгались Гастон Галлимар, Андре Жид, Марсель Пруст.
Роман «Фермина Маркес» — ранний текст Ларбо, почти сразу стяжавший повсеместную славу. Его основу составляют воспоминания о детстве и юношестве. Фермина — лишь фигура, зеркало, в котором отражаются воспитанники аристократического коллежа, дети миллиардеров, — по сути, безымянные, их имена не так уж важны, они — лишь сменяющие друг друга персонажи времени — главного героя Ларбо, действующие лица которого невесомы, прозрачны, как назавтра увядшие лепестки, крылышки пяденицы на картинах Бальтюса, как сама юность — ускользающая тайна акварельных текстов писателя.
Перевод Алексея Воинова.
Валери Ларбо (1881-1957) — французский классик, имя которого до недавнего времени оставалось почти неизвестным русскому читателю, сборник новелл «Детские» (1918) вышел в русском…
Книга британского журналиста, натуралиста и орнитолога Джеймса Эдмунда Хартинга повествует о разнообразных птицах, которые встречаются на страницах пьес Уильяма Шекспира. Иллюстрации Чарлза Фредерика Танниклиффа.
Книга британского журналиста, натуралиста и орнитолога Джеймса Эдмунда Хартинга повествует о разнообразных птицах, которые встречаются на страницах пьес Уильяма Шекспира.…
Шарль Фердинан Рамю (1878 - 1947) - крупнейший писатель французской Швейцарии. Приверженец поэтического реализма, поэт Женевского озера и заснеженных Альп, он превратился в таинственного рассказчика, стремящегося сочинить идеальную Книгу. Его романы продолжают друг друга, складываясь в бесконечный многоуровневый эпос.
Роман «Царствование злого духа» открывает большой цикл мистических произведений, основанных на библейских сюжетах, народных сказках, легендах и мифах швейцарских деревень и высокогорных селений.
В начале «Смерти повсюду» значилось: «В память о лете, когда мы думали, что такое возможно»: 1921 г. на берегу Женевского озера выдался жарким. В фантасмагорическую, а порой и откровенно религиозную ткань романа вмешивается жуткая реальность.
Как описать вселенную, в которой не существует порока, если язык романиста принадлежит миру греховному? Рамю попытался ответить на этот вопрос в романе «Небесная твердь»
Шарль Фердинан Рамю (1878 - 1947) - крупнейший писатель французской Швейцарии. Приверженец поэтического реализма, поэт Женевского озера и заснеженных Альп, он превратился в…
Пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание простосовестного, диковинного и редкостного бродяги, или ваганта, по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхайм, как явился он в мир, как поступал, что видел примечания достойного, чем занимался, какие испытал опасности, а также чего ради презрел сей мир, к удобству любезных читателей Филиппом Александровым преизрядно урезанное и укороченное.
Пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание простосовестного, диковинного и редкостного бродяги, или ваганта, по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхайм, как…
Составленная Куртом Хиллером и изданная Рихардом Вайссбахом в 1912 году в Хайдельберге антология Кондор представляет собой первый сборник лирики раннего немецкого экспрессионизма.
«Кондор - это манифест. Сецессион поэтов; суровое собрание самых радикальных строк. Кондор впервые объединит живых художников стихосложения, и только их. Наброски, которых достаточно, чтобы составить картину: художники поколения. (Старшие родились в конце 70-х, самые молодые - в 1890 г.; общим для всех является разве что противоположение затасканным сортам собратьев по перу и стигма новизны.
Направление? «Направления» Кондор не образует. Если мы предпочли включить в книгу проявления духовной жизни городских жителей, не опрощенные, но осмысленные и, может быть, невротические (хотя к динамо-машинам и массовым забастовкам они отношения не имеют!), причиной тому лишь то, что эти проявления в иных местах подвергаются презрению. Резервуар аграрных эмоций вычерпан; наши же откровения не предметны».
Составленная Куртом Хиллером и изданная Рихардом Вайссбахом в 1912 году в Хайдельберге антология Кондор представляет собой первый сборник лирики раннего немецкого экспрессионизма.…
Сборник Роберта Вальзера Сочинения [Aufsatze), вышедший в 1913 г. в издательстве Курта Вольффа в Ляйп-циге, был шестой книгой, которую Вальзер вынес на суд общественности, но ему впервые удалось найти издателя для разнородного собрания малой прозы. Разножанровые тексты 1908-1912 годов публиковались в журналах Schaubiihne, Die Neue Rundschau, Rheinlande, Der Samstag и Simplicissimus.
Созвучие со школьными сочинениями напоминает не только о первой опубликованной книге Вальзера Школьные сочинения Фритца Кохера», с долей иронически-юро-дивого притворства название сборника указывает на аспект упражнения, этюда, демонстрации навыка письма как такового.
Сборник Роберта Вальзера Сочинения [Aufsatze), вышедший в 1913 г. в издательстве Курта Вольффа в Ляйп-циге, был шестой книгой, которую Вальзер вынес на суд общественности, но ему…
Cборник Пауля Целана "Решётка речи" в переводе Алёши Прокопьева. Слово «Sprachgitter», вынесенное в название книги, созвучно общеупотребимому «Sprechgitter» – «переговорная решетка», т. е. решетка, которая на свидании в тюрьме отделяет преступника от тех, кто пришел его навестить. Целан говорил в связи с этим названием и заглавным стихотворением сборника: «Я стою на другой пространственной и временной плоскости, чем мой читатель. Он может понять меня только отдаленно, ему никак не удается меня ухватить, он все время хватается только за прутья разделяющей нас решетки… Ни один человек не может быть “как” другой; и потому, вероятно, он должен изучать другого, пусть даже через решетку…»
Cборник Пауля Целана "Решётка речи" в переводе Алёши Прокопьева. Слово «Sprachgitter», вынесенное в название книги, созвучно общеупотребимому «Sprechgitter» – «переговорная…
Военные дневники Генриха Бёлля были напечатаны сыном писателя Рене в 2017 году в кёльнском издательстве Kiepenheuer & Witsch. Сохранившийся корпус дневников состоит из 3 небольших записных книжек. Бёлль ненавидел войну, она была противна его природе и мировоззрению. Ни в одном из произведений Бёлля, так или иначе посвященном войне и ее последствиям, даже в написанных по воспоминаниям и включающих цитаты из дневника, мы не найдем прямых описаний или изображений ужасов войны. Дневниковые записи делались на марше, на передовой, в окопах и в редкие недели отпуска. Судьба обер-ефрейтора Бёлля – это судьба сотен тысяч и миллионов его современников.
Военные дневники Генриха Бёлля были напечатаны сыном писателя Рене в 2017 году в кёльнском издательстве Kiepenheuer & Witsch. Сохранившийся корпус дневников состоит из 3 небольших…
Кристиан Отто Йозеф Вольфганг Моргенштерн (1871-1914) – писатель, поэт, переводчик. Родился в семье художников и был назван в честь деда, знаменитого мюнхенского пейзажиста. Имя Вольфганг получил в честь Моцарта. В 1881 г. мать будущего поэта умерла от туберкулеза, заразился и мальчик. Он очень рано начал писать, причем одним из первых текстов, написанных в 16 лет, стала Mineralogia popularis, рукопись которой утрачена. После переезда семьи во Вроцлав, Моргенштерн изучает военное дело и экономику, а заодно основывает с друзьями газету «Deutscher Geist». В 1894 г. Моргенштерн отправляется в Берлин. Он получает место в Национальной галерее, изучает Ницше, активно сотрудничает с журналами «Tagliche Rundschau» и «Freie Buhne», переводит Стриндберга и Ибсена, Гамсуна и Бьорнсона, а с 1903 г. работает в издательстве Бруно Кассирера. В этом же году выходит самый знаменитый его сборник «Песни висельников». Моргенштерн глубоко изучал немецкую философию, был близко знаком с Рудольфом Штайнером. Сборник «Пальмстрём» вышел в оформлении Карла Вальзера в издательстве Бруно Кассирера в 1910 г.
Кристиан Отто Йозеф Вольфганг Моргенштерн (1871-1914) – писатель, поэт, переводчик. Родился в семье художников и был назван в честь деда, знаменитого мюнхенского пейзажиста. Имя…
Пауль Низон – швейцарский историк искусств и писатель. Низон родился в 1929 году в Берне, его отец – химик, выходец из России. Изучал историю искусств, археологию и германистику в Берне и Мюнхене. С 1977 года живет в Париже. Произведения Низона объединяют в себе автобиографические зарисовки с экстравагантными, макабрическими фантазиями, а мнимые биографии парижских клошаров переплетаются с размышлениями автора о писательстве и судьбах послевоенной Европы. Сборник каприччо «Во чреве кита» вышел в издательстве Suhrkamp в 1989 году.
Пауль Низон – швейцарский историк искусств и писатель. Низон родился в 1929 году в Берне, его отец – химик, выходец из России. Изучал историю искусств, археологию и германистику в…