Рекомендую эту книгу всем, кто интересуется Средневековьем. Увидеть систему, в которой находишься, можно, только выйдя за ее пределы. Время, в котором мы живем – это наша система, наши рамки. Эта книга позволила мне взглянуть со стороны на современный мир и на себя как его «типичного представителя». Хотя вряд ли автор ставил перед собой такую задачу, его цель - проанализировать эпоху Средневековья через ее базовые понятия. И он это сделал – подробно, доказательно, с разных ракурсов и нисколько не умаляя ее достоинств.
Книга состоит из трех частей.
1. UNIVERSUS MUNDUS. Мир. Показаны и проанализированы средневековые представления об устройстве мироздания, о времени и пространстве, о связи и взаимоотношениях человека с Богом. Святые юродивые и их ученики, канон и ересь.
2. HUMANA UNIVERSITAS. Человек. Рассмотрены социально-политические особенности устройства общества. Общественные ячейки: анализ, дифференциация, взаимоотношения и изменения. Свобода воли и территориальная принадлежность ("рабство по земле"). Коммуна - виды, особенности.
3. HISTORIA UNIVERSALIS. История. Культура Средневековья, ее связь с природой. Дух и материя. Философия истории в средневековых трактатах.
Одна из идей книги состоит в том, что понять любую эпоху можно, только если подходить к ней с ее мерками, а не с теми, которые современны читателю. Труды Бицилли в полной мере позволяют это сделать.
Дальше...
***
Средневековье – эпоха телесности, непререкаемых истин, слепой веры и строгой иерархии. Разум неотделим от чувств. Чувства – от плоти. Очень статична.
Современность – эпоха виртуальности, знаний, рационализма и общественных свобод. Разум отделяется от чувств. Даже эзотерика иная, нежели тогда. Динамична, и динамизм нарастает.
Средневековье контрастно; жесткие ограничения сочетаются с немыслимыми вольностями – надо же куда-то стравливать пар. Современность не менее разнообразна, но менее контрастна в этом плане.
В Средневековье все пронизано идеей божественности. Человек может соединиться с Богом «в любви», но не «в разумении», ибо не способен не только создать того, что создал Бог, но даже постичь. Знание неотрывно от веры. Сейчас обо всей материи, которая нас окружает, мы знаем несравненно больше, и научились трансформировать ее на микроуровне. Не олово в золото, конечно, но генная инженерия, расшифровка ДНК, управление атомами. Научные знания доступны большинству из нас. Из-за этого современный человек может почувствовать себя всемогущим или близким ко всемогуществу. И по праву получает бОльшую свободу выбора.
Тут, наверное, уместна аналогия с детским восприятием, которую с оговорками приводит и сам Бицилли. Для ребенка родитель благостно и грозно всемогущ. Подросток смотрит трезвее и уже способен видеть пределы, за которые родительская власть и возможности не распространяются. Но и ребенку, и подростку еще далеко до того, чтобы самому стать родителем, создать и взрастить новую жизнь.
Мы продвинулись в изучении законов материального мира, но законы духовные, нравственные постигаем и воплощаем в жизнь гораздо медленнее. Возможно, поэтому все еще и находим что-то интересное и таинственное в той эпохе – она еще не до конца ушла в прошлое.