Рецензии на книги издательства «Издание В. М. Саблина»

Оценка LesieurSucrose:  5  
Интересный взгляд на христианство глазами Арне Гарборга

Когда приступал к чтению двух поздних повестей Гарборга «Потерянный отец» (Den burtkomne faderen, 1899) и «Возвратившийся сын» (Heimkomin son, 1908), то сначала в советской энциклопедии вычитал, что это мистические и декадентские произведения с уходом в крайний индивидуализм. Каково же было мое удивление, что ничего подобного я в этой книге не встретил, видимо, в советское время у людей был совершенно другой взгляд на вещи и явления, который мне не понятен. «Потерянный отец», пожалуй, самое личное прозаическое произведение Гарборга из прочитанных вещей. Главный герой - Гуннар Хове, брат Павла, человека, полностью следующего заповедям и учению Христа. Он вернулся в свой родной город после многих лет за границей, устав от материализма и недостатка содержания. Именно Павел, наконец, дает… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  5  
Дневниковые записи человека, связанного буржуазными условностями

Роман Гарборга «Усталые» (Traette Maend, 1892) по условиям того времени, когда он писался, был бестселлером, о котором велось множество дискуссий и мнения о нем расходились друг с другом. Наверняка самое центральное произведение автора. Это роман-дневник или сборник, состоящий из разрозненных заметок или впечатлений. Главный герой — Габриэль Грам, мужчина, ведущий богемный образ жизни и в то же время связан буржуазными условностями. Он упускает точку опоры в жизни, и тоска по женщине сочетается с тоской по религии и тайнам. Это, действительно, я бы сказал элегантный роман, являющийся прекрасным документом времени и нацеленный в то же время не решение проблемы декаданса. Во время чтения и после было чувство высокого эстетического и интеллектуального восторга, ощущение чего-то истинно… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  5  
Натуралистичное изображение богемной жизни в Кристиании

Этот роман Гарборга «Мужчины» (Mannfolk, 1886) я поставлю в особый ряд, так как время, которое я проводил за чтением этого романа — а именно блестящий юмор — это ни с чем не сравнимо. Просто гениально. Так писать на злободневную тематику норвежской столичной жизни, которая и по сей день актуальна не только в Норвегии, а и по всему миру (отношения полов, женская эмансипация и т. д.), и с таким юмором — просто не нахожу слов, чтобы правильно описать свои эмоции. Скажу одно, что Гарборг зря забытый автор. Его стиль — подмечать все нюансы его современности, в глобальном смысле, вскрывать все злободневные вопросы, всю подноготную, но не критикуя и не вымещая какую-нибудь сатиру, а делая это тонко, с юморком, так, что содержание текста не грузит, не окрашиваешься негативно по поводу всяких… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  5  
Будь самим собой и не подражай никому, даже если ты с колхоза, а все рядом с тобой — с города

Первый роман Арне Гарборга «Крестьяне-студенты» (Bondestudentar, 1883), это история о юноше по имени Даниэль Браут, уроженце из какого-то глухого хутора Норвегии, но который с детства мечтал выбиться в люди, не желал жить в селе, пахать в земле, и питаться плодами с полей своих. Иметь достаток, почет и уважение, не прибегая к мужицкому труду, — вот что привлекало молодого человека. И благодаря определенным обстоятельствам он максимально приближается к своим мечтам детства. Но какой ценой? Местами нужно было прогибаться под чужие мнения и убеждения, местами соглашаться с тем, что по идее должно было быть противно Даниэлю. Местами малодушие и двойственность, или даже тройственность, а скорее вообще отсутствие стержня и характера приводят к тому, что он и предложение выйти замуж делает… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  5  
И реализм, и мистика — всего понемногу

Арне Гарборг — известный норвежский писатель, 6 раз номинировавшийся на Нобелевскую премию в первой четверти прошлого века, удостоившийся в свое время целого собрания сочинений на русском языке в 7 томах. А ведь такого почета из норвежцев достигали совсем немногие, разве что Гамсун, Бьёрнсон и Ибсен бывали изданы на русском в многотомниках. Этого даже прославленная Сигрид Унсет не удостоилась. Так что интерес к Гарборгу у нас когда-то был более чем высокий. Но после Октябрьской революции этот автор полностью сошел с литературных горизонтов, был полностью игнорирован в печати и переизданиями творчества Гарборга никто не занимался. В нулевых был осуществлен перевод его романа «Мир»... но интереса к этому автору так по-моему и не возникло особого. Чему свидетельствуют всего каких-то 2… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  3  
Польский заоблачный модернизм

Вацлав Берент — выдающийся польский прозаик, стоявший у истоков польского модернизма и прославившийся в свое время романами «Гниль» и «Озимь». Оба имеются в русском переводе. Роман «Гниль» (Prochno, 1901) — невероятно сложное художественное произведение, длиной почти в 400 страниц! Никаких описаний автора, привычных у реалистов; это постоянный диалог между пятью или шестью участниками этого творения, которые живут богемной жизнью, рассуждают об искусстве, причем с таким надрывом чувств, эмоций и ощущений, что просто мозг закипает. Каждый из этой высокоинтеллектуальной элиты ведет монолог с самим собой, и каждый приходит по-своему к пессимизму в своих взглядах и суждениях. Что приводит к ряду самоубийств. Гнилушка — это трухлявый пень, который в темное время суток может выдавать… Развернуть 

Оценка LesieurSucrose:  5  
Безумные фантазии с тонким смыслом

Очередное творение незаслуженно забытого шведа Олы Гансона (в современной транскрипции Улы Хансона) примечательно тем, что для человека поверхностного этот сборник может показаться бредом сивой кобылы, а вот для человека думающего, размышляющего, эти фантазии могут быть не «манной небесной», конечно же, но пищей для ума это уж точно.
Сборник коротеньких новелл «Видения молодого Офега» (Ung Ofegs visor, опубл. 1892), написан в то время, когда на смену натурализму в Европе пришли символизм, декаданс, неоромантизм, и по-моему, здесь Хансон все перемешал, все эти стили, и на выходе получилась очень занятная вещица, где есть место и отвратительному в изображении, и прекрасному в описаниях, и безумному и гениальному в одно и то же время. В чем-то даже есть юродивость, потому как зарисовки… Развернуть 

Оценка vybrocil:  5  
Когда не Островский, а пьесы крутые

С чем у нас, обыкновенных людей, в сущности ассоциируется Лев Толстой? «Война и мир», «Анна Каренина» да «Воскресение». Понятно, что есть люди, гораздо более погружённые и знающие, и они сейчас презрительно фыркнули. Но я про самого обычного человека, со школьным, если угодно, образованием. Кто-то, возможно, ещё в курсе за отлучение Льва Николаевича от церкви. Но если говорить именно о произведениях, то перечисленными масштабнейшими вещами, ставшими мировой классикой, в общем-то, всё и ограничивается. Однако очевидно, что такой человек, как Л.Н., за 82 года жизни делов наделал. И вот недавно я с частью этих делов познакомился.

Вы что-нибудь слышали о пьесах Толстого? Лично я – почти ничего. Немного посмотрел репертуар современных театров – «Живой труп», да и пустота. А на деле у Льва… Развернуть 

Оценка ir_sheep:  5  

Что больше всего меня подкупает в драматургии Стриндберга, что приближает его и одновременно отталкивает от натуралистической драмы, так это его заведомо отстраненная точка зрения. Здесь нет единой цепи событий, психологического фундамента, приведшего к определенным последствиям. Нет, любая деталь может быть решающей, все и одновременно ничего не обуславливает произошедшую трагедию. «Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный лад» - встречаю я в одном из источников. Однако когда в 1887 во Франции публикуется пьеса, она становится манифестом не столько натурализма, сколько… женоненавистничества. И это обусловлено тем, что Стриндберг был еще в Швеции известен своими довольно-таки резкими взглядами на противопложный пол и отношения с ними. Давайте разберемся по… Развернуть 

Оценка Vasbka:  4  

Книга "Исповедь" была поинтереснее, чем "О жизни". В Исповеди автор рассказывал больше о своей жизни, о том, что в неё было, как он поменялся и что тому предшествовало. В "О жизни" куда больше теории, философии, мысли. Несмотря на то, что мысли светлые, книга порой читалась очень тяжело. Ибо очень скупо выходило, пресно. Вообще я заметил, читать такие книги интереснее, когда автор пишет о своей жизни. Ты не просто видишь какую-то теорию, но и просто созерцаешь жизнь самого автора. А это может быть куда полезнее и приятнее. Ты видишь и делаешь выводы. Получается как художественная литература, мы ведь её читаем, чтобы посмотреть на драму, на ход событий, а потом уже по-своему видим смысл. Мы созерцаем и переживаем всё то, что происходит с героями. А когда мы читаем сугубо философские… Развернуть