Больше цитат

Melenka

16 апреля 2014 г., 17:54

Всякая тварь - монада, воспроизводящая в себе Творца, и творение. В особенности это приложимо к человеку. Бог «создал человека, воспроизведя в нем, так сказать, в малом виде мир, но мир, обладающей разумом», учит Григорий Великий. В другом месте он так толкует евангельский текст: идите в мир, проповедуя Евангелие всякой твари: «неужто, братья мои, должно было проповедовать Евангелие бесчувственным вещам или животным, раз о нем сказано ученикам: проповедуйте всякой твари? Но под именем всякой твари подразумевается человек». И в самом деле, человек может быть назван вселенной (universitatis... nomine homo signatur), ибо в нем явлены истинный образ и великое единство вселенной (vera species et magna communio universitatis). Ибо все, что есть, либо существует, но не живет (aut est et non vivit); либо существует и живет, но не имеет ощущений; либо и существует, и живет, и чувствует, но не понимает и не рассуждает; либо существует, живет, чувствует, понимает и рассуждает. Камни ведь существуют, но не живут. Растения существуют, живут, однако не чувствуют... Животные существуют, живут и чувствуют, но не разумеют. Ангелы существуют, живут и чувствуют и, обладая разумением, рассуждают.
Итак, человек, имея с камнями то общее, что он существует, с древесами - то, что живет, с животными - то, что чувствует, с ангелами - то, что рассуждает, правильно обозначается именем вселенной...». Но если это так, если «в каком-либо отношении (iuxta aliquid) человек имеет общее со всякой тварью, то в каком-либо отношении всякая тварь есть человек». А поэтому Евангелие, проповедуемое человеку, тем самым проповедуется всякой твари.
Отсюда нетрудно сделать дальнейшие выводы, ведь человек создан по образу и по подобию Божию; следовательно, «iuxta aliquid» человек - Бог. А значит - каждая тварь божественна и в известном отношении есть Бог (...) На идее божественности природы человека строится вся мистика.