Больше цитат

Melenka

16 апреля 2014 г., 19:27

Символичность мира - первое условие единства миропорядка. Второе - иерархичность.
(...)
все в этом мире связано отношениями господства и подчинения, все проникает начало служебности, все твари служат высшим и пользуются услугами низших. Земля и вода служат и повинуются растениям, которые совершеннее их, потому что растения живут, а земля и вода - нет. Равным образом растения служат скотам, и все твари вместе служат человеку. В этом упорядоченность и единство вселенной. По иерархическому принципу построены все отношения. Критерий совершенства, «знатности», благородства применим решительно ко всем предметам. Вода «благороднее» земли, и воздух «благороднее» воды: все «стихии» можно расположить в восходящий ряд в зависимости от большей или меньшей близости каждой из них к Богу. Человеческое тело «знатнее» всех прочих телес на свете. Собаки, например, делятся на сословия так же, как люди: есть знатные и незнатные. Первые учтивы, скромны и во всем похожи «на благородных девиц». Незнатные, подобно «дочерям простолюдинов», шумны, сварливы, назойливы. Этот же критерий приложим даже к правовым понятиям: недвижимое имущество «почтеннее» движимого; - даже к чудесам: они различаются не только по степени редкости, но и, так сказать, по качеству; я - даже к видениям: достойный лицезреть одно видение может оказаться недостойным другого, «лучшего». Иерархический принцип господствует в мире культурных ценностей...
(...)
Микрокосм - человек устроен совершенно наподобие макрокосма: все его силы, свойства, способности располагаются в иерархические ряды. Душа благороднее тела, в теле - преобладает благородством голова; из органов чувства самым благородным является зрение, поэтому глаз благороднее уха и т. д. В сфере социальных отношений иерархический принцип торжествует безраздельно: все общество состоит из лестнично расположенных «чинов», из которых за каждым признается своя «честь», своя социальная функция, вплоть до «чина бедных». Каждый человек приписан к своему чину не только в здешнем мире, но и в потустороннем.
(...)
Общественная иерархия вечна и неизменна. Она находится в непосредственном соотношении с небесной иерархией, иерархией чинов ангельских. Параллелизм обеих иерархий - тема, постоянно занимающая средневековую мысль.