Больше рецензий

Spade

Эксперт

сомнительный эксперт

25 августа 2018 г. 22:30

249

4.5

Я не умею писать рецензии на стихи, и даже отзывы не умею. Стихи — это музыка от литературы, и оценивать их можно, только глубоко понимая законы этой гармонии, а я не понимаю. Когда передо мной хорошие стихи, я знаю это не по формальным признакам (которые могу выделить, например, в хорошей прозе), а по ощущению, будто у меня в затылке открывается окно в звёзды. А где проходит граница между просто качественной рифмовкой/интересными образами/глубокой мыслью/техническими деталями с одной стороны и окном в звёзды с другой, сказать не могу.
Это отступление, которое не имеет непосредственного отношения к сборнику Эдны Миллей, но мне давно надо было это проговорить.

Сборник открывается огромными, эпичными, почти бесконечными стихотворениями, среди которых особенно выделяется заглавное Renascence. Оно течёт и течёт по страницам, постепенно теряя свежесть и превращаясь во что-то мантрообразое. Оно как змея: мнимо медлительное, кольцеобразное, но при этом постоянно нацеленное; гигантов этого сборника надо дочитывать до конца, чтобы они обретали подлинный смысл. Из трёх крупных стихотворений (хочется сказать "баллад" за их певучесть и почти сказительность) больше всего мне понравился Suicide.
Вообще основная тема сборника — смерть и потеря. Особенно пронзительными они становятся в маленьких стихотворениях Миллей, классических стройных сонетах (её, кстати, причисляют к лучшим "сонетистам" двадцатого века) и лёгких практически_песенках. Песенках о боли и утрате, о чём же ещё петь. И о природе, которая прекрасна до боли и неверия.
Показалось даже странным, что в биографии Эдны Миллей ничего не сказано о смерти близкого человека в этот период. Но это краткие биографии на литературных порталах; возможно, когда буду читать большое биографическое исследование (а это есть в моих планах), что-то и приоткроется.

По этому раннему и небольшому сборнику сложно судить о творчестве Миллей, но она, безусловно, обладает своим сильным, чистым и настоящим голосом. Пару раз я чувствовал, как в моём затылке приоткрывается не окно, но форточка в звёзды.
Буду читать дальше.

Прочитано в рамках игры "Книжное путешествие".