Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2018 г. 20:15

1K

3

Ну, да, я понимаю: Агата Кристи, написано в 1930 году, вероятно, не вполне еще затасканный для того времени сюжет... Наверное, должно было впечатлить, но не впечатлило. Книга показалась конспективной и какой-то непроработанной – неожиданно для такого маститого автора. И если в первых частях мы видим достаточно неспешное развернутое повествование о детстве и взрослении Вернона с его заморочками, то потом начинается какая-то сюжетная чехарда (музыка, любовь, война, амнезия…), а ближе к концу все и вовсе напоминает катящийся с высокой горы камень – есть, практически, только едва намеченная идея, и на ней так мало словесной и сюжетной «плоти», что она воспринимается всего лишь наброском, эскизом. Видимо, поэтому автор и замещает начальный жанр рассказа короткими письмами Вернона к Себастьяну – так легче преодолеть повествовательное пространство и время.

Не очень привлекательный главный герой, видимо, так и задумывался как странноватый, несущий в себе травмы детства человек с не вполне удавшейся личной жизнью и всеми особенностями, свойственными его времени и окружению. Но его комплексы и страхи мне показались неудачно встроенными в сюжетно-биографическую линию и даже лишними, избыточными в этой истории, каким-то странным приношением З.Фрейду. А его отношения с музыкой мне показались вообще фальшивыми или, по крайней мере, недостаточно продуманными: если герой с детства не любил музыку и избегал учиться ей, исполнять и даже слушать ее, непонятно, что же именно и почему вызвало в нем внезапный перелом и развернуло даже не в меломанию, а сразу в выдающееся композиторское творчество? Как, каким образом он вдруг начал самореализовываться в этом непростом виде искусства, ведь музыка – не детский конструктор, которым может воспользоваться любой человек как с дарованиями, так и без, и в истории Вернона для меня остались белые пятна, хоть он и представлен автором как композитор-новатор, спонтанно развернувшийся талант, опередивший свое время и оказавшийся под влиянием послереволюционной Москвы, в которой в искусстве было разрешено чуть ли не всё, что не запрещено (не зря же А. Кристи упоминает авангардного В.Мейерхольда). Может, и не вполне к месту, но в этих эпизодах мне почему-то не раз вспоминалось «завершающее монкондо белиссимо сюсюрандо водобачкового инструмента» из «Необыкновенного концерта» театра Образцова.

Любовная линия, задуманная как интригующая и драматичная (Нелл или Джейн? Джейн или Нелл? – кто более Вернону ценен?), тоже выродилась в какой-то фарс: когда в конце книги в тонущем корабле («Титаник», здравствуй!) Вернон спасает неизвестно откуда взявшуюся Нелл, хочется просто рассмеяться, да и то, как он пишет об этом Себастьяну, заставляет в который раз задуматься о его душевном здоровье. А история с его амнезией заслуживает отдельной усмешки. В сущности, мне не понравился ни один из героев – все они показались пресными и внутренне нецельными ни на каком этапе жизни: и Джо, и Себастьян, и Джейн, и Нелл, и их родители выглядели очень незрелыми с точки зрения чувств и мыслей, хотя были заявлены во «взрослой» части книги как, вроде бы, состоявшиеся характеры. Может быть, из всего этого смогло бы получиться кино, а проза вышла так себе. Вероятно, я ждала что-то похожее на Ф.С. Фицджеральда или С. Моэма, мне хотелось не только постепенной и детальной заавязки этих конфликтов, но и их развязки, а получилось рвано, схематично и очень-очень скучно. В общем, Агата Кристи выступила для меня с «другой стороны Луны» и, пожалуй, больше ничего под псевдонимом «М. Вестмакотт» я читать не стану.

Комментарии


Ой, не отказывайтесь от "другой стороны" Агаты Кристи!
Я, правда, не читала эту книгу, но от Вдали весной " и Неоконченного портрета впечатления остались самые-самые лучшие!
Дочь есть дочь показалась послабее, но тоже очень достойная книга.


Хочется Вам поверить, потому что ожидания были самые что ни на есть радужные. Но конкретно эта книга откровенно не понравилась.