Больше рецензий

ada_king

Эксперт

Диванная экспертиза прочитанных текстов

5 сентября 2018 г. 08:18

659

4 Эпос о древне-шумерском супермене

Легенды - это древние сплетни, не обошла ся участь и эпос о Гильгамеше. Ибо ни один человек не может работать весь день, пировать вечер и потом ночью по 10 наложниц, после чего идти к жрице Инанны и удовлетворить ее три раза. Прямо какой-то маньяк болеющий приапизмом. Но что тут сказать, о Наполеоне тоже ходили слухи, что он под два метра высотой и косой сажень в плечах.

С творчеством Сильверберга я знакома по хроникам Маджипура, и в сказании о Гильгамеше он нисколько не изменил своему стилю: атмосфера мира передана превосходно. Все это жизнелюбие и блудливость древних шумеров с их хиеродуле - жрицами Иштар (Инанны, Астарты), которые посвящают мальчиков в мужчин, а мужчинам дарят опыт божественного. Все это живописуется автором с особой пристрастностью и придыханием, но как ни странно, не опускаясь до банальной пошлятины, а давая понять, что тогда просто было такое время и такие нравы.

Иштар - богиня блудливости и покровительница блудниц, в шумерской мифологии ее любовников - больше, чем звёзд на небе и ходят слухи, что ее муж Энлиль - это прообраз еврейского Яхве. Только со временем, евреи выбросили ее из своего пантеона, как и других богов, перейдя к монотеизму. Впрочем, учитывая ее блудливость - оно и не странно. И все же, вероятно, Великая Блудница в христианской мифологии - это и есть то, что осталось от Иштар.

Эпос о Гильгамеше - это история очень успешного, облеченного властью и очень одинокого человека. Только чужестранец-дыкарь смог стать ему другом. Возможно потому что только тот, кто не привык жить в строго-иерархическом обществе может дать царю то, что не могут дать его подданные - дружбу равного. Кто же еще рискнет вступить с царем в драку и победить? Только дикий, неотесанный человек, не знакомый с местными порядками. Только дикарь, росший вдали от людей может испытывать такую же потребность в дружбе, как и царь. Сильные чувства, будь то любовь или дружба - это всегда встреча двух одиночеств.

Провидец
Я категорически не поняла этот роман, к тому же он, кажется, не совсем в стиле данного писателя. Автор то рассуждает о том, каким должен быть мир человека, который знает свое будущее, чем напомнил роман "Горы судьбы" (да, мир всезнающего ужасен, Бог, наверное, уже сошел с ума))). То показывает мир с узаконенной проституцией, чем заставляет вспомнить некоторых ценителей продажной любви ратоборствующих за легализацию самой древней профессии. Теперь каждому такому любителю спариться за деньги можно смело ответить: "ок, легализуем проституцию, но ваши мать, жена и дочка будут проститутками" и дать почитать этот роман.)

Перст Господень и Старик
Эти два рассказа еще хуже предыдущего романа, в одном из них речь идет о контакте с внеземными аборигенами и размышления нужно ли выдать им нашкодившего землянина - в чем тут проблема вообще не понимаю. Жизнь своего всегда ценнее жизни чужого - всегда так было и всегда так будет. Даже не из-за ценности жизни, а из-за самоуважения и чувства собственного достоинства. Своих не выдают. Это железно, не понимаю, как автор вообще может в этом сомневаться и признаться, меня это несколько возмутило. Короче, рассказы не понравились, и если совсем коротко, то:

Царь Гильгамеш: r40-green.png
Провидец: r30-gray.png
Перст Господень: r20-red.png
Старик: r20-red.png

картинка afina_palada