Больше рецензий

Margarita90

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2018 г. 19:02

557

4.5

Я нашла эту книгу, в очередной раз копаясь в городской библиотеке в хранилище документальной и научной литературы. Состоит она из ряда очерков, посвящённым разным географическим открытиям и путешествиям, которые происходили в период с 18 века по 1970-ые годы (в 1980-ом году была, собственно, выпущена эта книга).
По какой-то причине её выпустило издательство «Детская литература». Да, автор пишет легко и увлекательно, доступно объясняя различные понятия (к примеру, что такое кессонная болезнь, а так же про то, как опускается и поднимается батискаф). Но это ведь ещё не повод причислять книгу к детской, потому что и взрослому человеку излишняя сложной в подаче подобного материала не нужна.

Большой плюс, что книга состоит из отдельных рассказов, не связанных друг с другом, подающих материал без излишней растянутости, самую суть, так сказать. Не успевает надоедать, да и материал усваивается легко.

А некоторый минус состоит в том, что книга написана ещё в советское время. Пока речь идёт о временах 18 или 19 века, это не ощущается, но… К примеру, упоминая Гонконг, автор говорит, что он «и сегодня английское владение», или говорит про политику апартеида в ЮАР в «настоящем времени». Но для нас это уже история: положение коренного африканского населения улучшилось, а вот для белых ситуация, похоже, ухудшается; а Гонконг теперь - специальный административный район КНР.
Но в общем впечатление это не сильно портит, и с познавательной точки зрения книга всё равно хороша.

Пройдусь теперь по самым интересным для меня главам.

Первая из них – «Вечный фрегат», про плавание фрегата Паллада, а в центре истории – Гончаров Иван Александрович, чью книгу про это путешествие я вряд ли буду читать, но вот в такой форме прочесть про плавание интересно.

Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (1812-1891)
картинка Margarita90

Гончарова не совсем правильно сравнивать с его героем Обломовым. Обломов был совсем инертным, а Гончаров отважился на действительно серьёзное мероприятие.
Как правильно замечено в другом очерке

Переберите сотни биографий… у истоков были книги. Книги возбудили желание подражать их героям, самому пожить хотя бы немного жизнью смелых, упрямых непосед.

Именно так и было с Гончаровым , и, пусть и поздно, но он осуществил своё желание. Действительность оказалась не такой радужной, как рисовалась, наверное, ему в мечтах, но и сильных разочарований не принесла – возраст позволил оценивать всё здраво и делать верные выводы. Несмотря на бурчание, переносил он испытания мужественно, а пробираясь в дальнейшем через Сибирь, по гиблому сибирскому тракту Аян –Якутск, вспоминал корабль даже с нежностью, несмотря на тесноту, сырость и прочие неудобства, которые пришлось терпеть. во время плавания. А команда корабля его даже уважала, и не только за самоиронию, но и за то, что писатель был совершенно неуязвим для морской болезни, что моряков немало удивляло.
А если говорить вообще про плавание "Паллады", то Кублицкий затронул, похоже, все основные моменты.

Рассказ же «В самой дикой Африке» переносит читателя в Центральную Африку второй половины 19 века, а идёт речь о Давиде Левингстоне и Роберте Стэнли.
Дави́д Ливингсто́н (1813—1873)
картинка Margarita90
Генри Мортон Стэнли (1841—1904)
картинка Margarita90

Тут интересны не только путешествия и открытия, но и характеры героев. Противопоставляются их моральные качества, как с точки зрения отношения к африканцам, так и целей, которым служили эти двое. Обоим не занимать было мужества, но в остальном… Левингстон старался «понять и помочь чем можешь» местному населению, относился к ним доброжелательно и терпеливо. А Стенли видел в местном населении исключительно врагов, а поступив на службу к бельгийскому королю, «блистательно справился с бесчестным делом создания «Свободного государства Конго». Про то, чем это обернулось для местного населения, я читала ещё раньше - про ещё один пример чудовищного геноцида.

Ещё одна история - «Спор о «Большом гвозде» - повествует о покорении Северного Полюса Робертом Пири и его споре с Фредериком Куком, который утверждал, что достиг полюса ещё за год до Пири.
Ро́берт Э́двин Пи́ри (1856-1920) Фре́дерик А́льберт Кук ( 1865-1940)
картинка Margarita90 картинка Margarita90

«Большим гвоздём» полюс назвали, кстати, эскимосы, которым он представлялся торчащим среди льдов железным стержнем, очень, по чему-то, важным.
Спор же между двумя путешественниками так и не был решён, да и современные историки никак не придут к единому мнению. Есть мнение, что полюса не достиг ни тот, ни другой.
В этой истории много неясного, а что касается самих участников, то они и сами по себе представляют интерес. Пири – это типичный американец, упорный, волевой, предприимчивый, и при этом ужасно самоуверенный и абсолютно лишённый скромности. С юных лет он поставил перед собой цель стать чуть ли ни суперменом, и обязательно возвыситься чем-нибудь над окружающими. А чтобы привлечь для своего дела спонсоров, рекламировал свои заслуги самым наглым образом и довольно-таки назойливо.

Что касается Кука, то как-то не везло ему ни с полюсом, ни с покорением Мак-Кинли - самой высокой горы Северной Америки, расположенной на Аляске, которое так же ставилось под сомнение. В дальнейшем он занялся разработкой нефтяных месторождений в Техасе, но ещё до того, как началась добыча нефти, был обвинён в обмане инвесторов и приговорён к тюремному сроку и штрафу, который «съел» всё его состояние. Самое обидное, что спустя 4 года нефть действительно нашли в Техасе. Так что 4 года жизни оказались потеряны.

Ещё одна интересная история – «Голос мёртвого города». - об истории поисков и раскопках древнего города Хара-Хото.
картинка Margarita90
Приоткрылся кусочек древней истории Центральной Азии, где когда-то в 11-13 веках существовало развитое тангутское государство Си Ся; появилось более чёткое представление о климате пустыни Гоби; речь пойдёт и о Пржевальском, в экспедициях которого начинал Пётр Козлов, которому и суждено было найти этот древний город.
Пётр Кузьми́ч Козло́в (1863—1935)
картинка Margarita90
Рассказ получился очень атмосферным.. И одним из самых интересных.

«Гибель «Италии» повествует о гибели дирижабля «Италия» в 1928г. В спасении его экипажа помимо итальянцев принимали участие и советские спасатели, а так же на поиски вылетел и Руал Амундсен.
Дело это осложнялось тем, что у власти в Италии уже был Муссолини, и фашистская идеология оказывала на происходящее немалое влияние. Довольно двусмысленно было положение руководителя полёта Умберто Нобиле, к которому фашистское правительство благоволило и превозносило его как героя, но сам он в партию так и не вступил.
Умбе́рто Но́биле (1885—1978)
картинка Margarita90

Кублицкий приводит в очерке следующую фразу

Оценка иных событий требует проверки временем, а знание всей суммы фактов порой опровергает сложившиеся представления.

В случае с Нобиле было точно так: сразу после катастрофы его порицали за недостойное поведение (улетел на присланном самолёте, бросив своих подчинённых), да и про связи с фашистами знали. В дальнейшем выяснится, что в самолёте было только одно место для пассажира, что Нобиле был ранен тяжелее прочих (сломаны рука, нога и плюс повреждена голова), да и у пилота было указание первым забрать именно его, хотя сам Нобиле составил список очерёдности, в которой должны быть отправлены на материк его люди, и его собственное имя стояло в списке едва ли не последним. А в фашистскую партию он так и не вступит в последствии. А после войны будет числится по спискам Коммунистической партии Италии.
Есть и другие неоднозначные и даже очень подозрительные подробности в этом деле. А ещё оно напрямую касается Руала Амундсена, знаменитого норвежского полярника, которому было суждено погибнуть, отправившись на поиски пропавших членов экипажа «Италии». Что именно случилось с его самолётом, так и не выяснено.
Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен (1872—1928)
картинка Margarita90
Хочу отметить, что имя Амундсена встречается и в рассказе о Пири. Только сейчас узнала, что именно норвежец был первым путешественником, который прошёл Северо-Западным морским проходом, тем самым, который безуспешно искали и Джеймс Кук в своё время, и другие путешественники. Если попадётся что-нибудь интересное о знаменитом полярнике, обязательно прочту.

Кроме всего вышеизложенного, из книги можно узнать ещё много интересного:
1.О венгре Арминии Вамбери, полиглоте и путешественнике в Среднюю Азиию, в Хиву и Бухару. А путешествие туда для европейца было наполнено самыми разными опасностями. Особенно если европеец наряжался дервишем.
2. О путешествиях полковника Фосетта, искавшего в амазонской сельфе таинственный город Z. Об этом есть, кстати, американский фильм, неплохой, но, на мой взгляд, несколько скучноватый. Читать было интересней.
3. О поисках Тунгусского метеорита в предвоенные годы.
4. Об изобретателе батискафа Огюсте Пикаре и его сыне Жаке, которому повезло первым, вместе с американцем Уолшем, опуститься на дно Марианского жёлоба в далёком 1960-ом году. Здесь же пойдёт речь и о первом мезоскафе, созданием которого занялся всё тот же Пикар-старший (он, кстати, и стратостат создал), а Пикар-младший запустил его в Гольфстрим для изучения этого мощного течения.
5. Ну и о «снежном человеке» так же, и кое что о Марсе.
6. А так же о гибели Джеймса Кука, о которой я, правда, читала ещё раньше, но, как говорится: «повторение – мать учения».

Так что, если прочесть все эти очерки, то получится своеобразное путешествие вокруг света по самым разным местам.

Прочитано в рамках МФМ -28 Клуба книгопутешественников "Вокруг света"