RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2018 г. 17:58

621

5

В одном далеком царстве и не самом прекрасном государстве Перу жили-были индейцы. Кто это - индейцы? Индейцы - это как бы люди. А почему как бы? Вот об этом и будет история - о том, что иногда бывают люди, а иногда бывают “как бы” люди.

Все начинается банальнее, чем мир. Богатый помещик позарился на землю индейской общины, затерянной в Андах, и подал на них в суд. Ему эта земля особо не нужна, потому что он очень богатый, но есть у некоторых княжков хобби такое - попробуй стать императором, и поглощают они новые земли, пока пуп не лопнет. А он, сволочь, никогда не лопается. Жадность - это как черная дыра в пищеварительном тракте… Но к делу. Исход этого судебного процесса понятен сразу, и это даже не спойлер, а универсальный закон жизни, вселенская мудрость - выиграет богатый помещик. В чем же тогда загвоздка, раз все понятно сразу? Зачем читать?

Судебный процесс - это присказка, только начала этой трагичной истории. Этакий нуар. Кажется, что упали в пропасть и уже вроде бы даже умерли. Но нет, хуже есть куда. Всегда есть. Ведь для индейской общины это был не просто клочок земли. Община - это маленькая страна со своим государством, историей, народом. Внешний мир ей таковой и не нужен - она самодостаточно. Те редкие моменты, когда внешний мир и община соприкасаются, - индейцы видят только уколы унижения и презрения. Но, к счастью, они были редкими и земледельческая жизнь фермеров, островок жизни с прошлым, будущим, настоящим, продолжалась.
Судебный процесс не уничтожил общину. Он всего лишь обрубил ей руки и ноги. Индейцам пришлось перебраться на непригодную для земледелия пампу (горная местность) с плодородной равнины, - меньше еды и меньше места для жизни. Многие молодые люди и семьи не смогли пережить такой удар и покинули общину, чтобы поискать удачу в огромном мире. И в этот момент вспоминаются первые главы, которые казались затянутыми - старый алкальд Росендо Маки (вождь, мэр) размышляет о жизни общины, о ее прошлом с историями людей, войн, переселений, о ее будущем - вон строится школа для детей, вон жатва скоро начнется, но перебежит ему дорогу черная змейка (как у нас - кошка) и жди несчастия. О том, насколько сильным будет несчастие, никто догадаться не мог. Вторжение внешнего мира. Потеря невинности. Мир непросто не справедлив - он переворачивает все с ног на голову и делает тебя виноватым во всем. Любой, кто станет на твою сторону, обречен. Если индеец - будет гнить в тюрьме, если белый - будет гнить на свободе. И самое печальное, что дело даже не в богатом помещике - дело в самом тебе, индеец. Реальность искажается на глазах, вопиющая справедливость повсюду. Лучше бы этот мир не вторгался…

Что же станет с теми, кто решил отыскать свой уголок в мире? Сиро Алегрия проведет экскурсию по экзотичной стране Перу, показывая ее колорит. Побываем и в джунглях с ее опасностями и своим золотом - каучуком. Посетим плантацию коки в предгорье. Не забудем спуститься в шахты. Поработаем в богатых усадьбах помещиков, и даже почти на своей земле! Много возможностей для честного труда. Выбирай - не хочу. Да вот только одна загвоздка, в индейской жизни многообразия не существуйте. Везде одна история - обещание лучшей жизни, долговая яма, рабство, ад.

***

Можно долго перечислять все страдания, пересказывать истории в тщетных попытках передать эту атмосферу гнета, бесчеловечности и безнадежности, но с этим нужно столкнуться… Ассоциации было две. Книги Светланы Алексиевич, наполненные людскими страданиями и тяжелыми вопросами без ответа. И Холокост, только без газовых камер. Но с другой стороны - он узаконен, принят всеми, и длящийся более чем 10-15 лет. Редкие сочувствующие голоса замолкают быстро. Крики о помощи растворяются в пустоте. Все канет в Лету, а история повторяется… из года в год, из столетия в столетие.
Хотелось верить, что написанное Сиро Алегрией - это отголоски прошлого, ведь год написания 1941, и книга вызвала широкий общественный резонанс. Кто-то должен был услышать, что-то должно было измениться. Ведь такой закон истории - дай бомбе разорваться раз, два, три, и хоть что-то изменится. Но…

1980е годы, Перу. Гражданская война - 1 террористическая организация, 1 милитаризованная организация, борящаяся за права коренного населения, и государственные силы. Террор был невероятный, кошмарных историй хватит на еще одну “Черную Книгу”. Улочки столицы, “украшенные” повешенными собаками на столбах - “доброе утро” от террористов в такой обычный понедельник. Женщина-политик, платящая за свою карьеру кровью в самом прямом смысле. Как? На нее наденут жилет смертницы и взорвут на глазах у малолетних детей. Другая деревня в Андах, 70 человек, вырезанная с лица земли одним ударом мачете. Причина? “Не защитили алькальда, симпатизирующему боевикам”. Единственная загвоздка - защитили бы, получили бы пулю в лоб от государственных сил…

Много чего произошло, и в 2000х годах создали комиссию по сбору всех этих историй в попытке понять, что произошло и выучиться на горьком опыте.

Еще одна страница кошмара. Все думали, газеты писали, что погибло всего лишь около 30 000 людей, а цифра оказалась в два раза больше. Куда пропали эти 50%? А их никогда и видно не было. Индейское население составляло 15-18% от населения страны, но большее 70% от числа жертв. И таких цифр много, ведь в финальном отчете целых 8000 страниц!

Только почти ничего не написано о другом преступлении, уже из 1990х годов. Государственная программа контрацепции (дабы не плодить бедноту!). Каким образом? За несколько лет более 200 000 женщин и 2 000 мужчин были стерилизованы по этой программе. Без информированного согласия. В нестерильных условиях. Как на скотобойне, один за одним… Программа эта “помогала” беднякам в Андах и сельве. То есть, “как бы” людям.

Я никогда не могла понять, как такое могло произойти. Как жертвы и преступники могли пойти на такое? И каким образом возможно спрятать такое шило в стоге сена? Как будто бы долбанули массовой амнезией и зарыли глубоко-глубоко. Я не ожидала ответа, но книга “В большом и чуждом мире” его дала. То, что произошло в 80х и 90х годах, - это логичное развитие добытый в этом узаконенном аде ненормальности. Даже в языке, в повседневном сленге перуанцев, “Indio”(индеец) и “Cholo” (человек с гор) переводится как “отброс”/“чмо”/“саранча”, что-то противное до той степени, что должно быть истреблено. Частенько эти слова соседствуют с “de mierda” (“сделанный/произошедший из дерьма”).

***


Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия.
Хелен Келлер


PS Канули в Лету…
Сиро Алегрия “В большом чуждом мире”: Livelib: 5 читателей. Goodreads: 232 оценки. Amazon: 4 рецензии.
Массовая стерилизация: Google (“planned parenthood” “fujimori”) - 5 ссылок. Одна статья из 1995 года, NYT, восхваляющая прогрессивность и либеральную позицию Президента. Тогда еще не были известны детали. 2016 год - одна статья-заметка, даже не feature, в guardian. Почти без комментариев, зарыта где-то в анналах истории… Более 200 000 женщин и 2 000 мужчин на фабрике стерилизации коренного населения.

ДП 2018. Девятый уровень, Основное. Сентябрь
Команда "Совята-содомята"

Напиши рецензию - спаси книгу. Седьмое спасение.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!