Больше рецензий

Whatever

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июня 2008 г. 03:18

4K

5

А вот давайте честно, а то зачем ходить вокруг да около, как только дело касается обаяния тяжёлого и мрачного...
Вкус к истерике, вкус к серёзному и масштабному, доминирующий в путаной, но необычайно сильной манере Фёдора Михайловича, побеждает все возможные плюсы умеренной и правильной прозы, которую мы называем "хорошей".


Однажды мне довелось слышать сравнение Достоевского с "Мерседесом". Мол, люди, не разбирающиеся в машинах, на вопрос "какая машина лучше", всегда отвечают "Мерседес". Потому что это бренд, это притча во языцех, это слава над известностью, это то, как мы ассоциируем слово "литература" с именем Достоевского.


Действительно, очень многие читающие люди, особенно молодые читающие люди, называют ФМ своим любимым автором. Его романы - едва ли не единственный эмоционально усвоенный материал из школьной программы. Но оттого ли это, что Достоевский как Мерседес? Оттого ли это, что люди плохо разбираются в машинах?
О, нет - полагаю с несвойственным мне оптимизмом. Достоесвкий - это тот автор, коим можно болеть, коим можно страдать, на нём учишься и мужаешь. Он - лучшее нетривиальное образование души. Он не врёт, не подлизывается к истине, умеет видеть хорошее в плохом и похое в хорошем. В конце концов, мало в чьих строках любовь так жива, трепетна, беспола и бесадресна, как в строках Достоевского. Под крылом его авторитета действительно тепло и спокойно за свою советь, как обещают учебники, монографии и список "главных книг" Бродского.


Но "Бесы" - не "Идиот". Они даже более, чем "Преступление и наказание" ,учат от обратного.


Поэтому, думаю, мне повезло, что я взалась их читать уже сейчас, а не три-четыре года назад. Бесы воплощают в себе противоречивую притягательность тяжести и боли, от которой часто открещиваются. Так, как, например, "Мастер и Маргарита" проверяет человека на притягательности зла. Бесы Достоевского будут помельче мефистофелевского пафоса Воланда, конечно. Они живут в душах эпохи, в героях времени, в тяжёлом сне русских сомнений. Казалось бы, не лучшая тема для современного читателя. Но чёрт возьми! - до чего прозорлив ум этого миролюбца!Будучи фанатиком судебных хроник и однодневных социальных разбирательств, ФМ своих героев точит из чего-то... постоянного, неизбывного. Страшного. Темнота притягательна, так как свет в ней - победа усилий, а не данность.


Мотивы могут повторяться. Студенты - рассуждать, женщины - истеричить, чиновники - пить и цитировать Писание. Но повторяя себя вновь и вновь Достоевский всегда писал о разном. В "Идиоте" - об идеале, в "Братьях..." - о силе крови, в "Претуплении и наказании" - о теориях, в "Бесах" - о темноте. Ох, да что я такое толкую... везде о всём, и столько, сколько ни в какую эпопею не вместится. Тонны мыслей и ситуаций, тонны сомнений и уверенности, неподъёмная, пугающая наука ЖИТЬ.

Ветка комментариев


я согласна со всеми вашими высказываниями и суждениями,со всеми,за исключением одного.не так все просто с романом Бесы.Вы,безусловно,правы,говоря о бесах внутренних,но и именно всеобщего религиозного,"предназначенчиского","мефистофелевского" - называйте как Вам будет удобнее,здесь не меньше.
И заставляет нас об этом задуматьсь фамилия Ставрогин - Ставрос - латынь - крест.Человек(хотя определение "человек" здесь как раз и неуместно),предназначение которого было стать вторым Миссией,и ставший вместо этого - тем самым знаменитым Антихристом."Антикрест",отрицательный персонаж(а в этом романе положительного нет априори).Доказательств еще не мало,но думаю здесь не место для анализа романа - хотелось только заметить,что через судьбы персонажей(безусловно,архитипов) рассматривается судьба Росии и ее народа.Достоевский всегда глубже,чем мы находим даже после анализа.
А что касается "правильной прозы" - все эти суждения были еще при жизни Достоевского,о коих он и прекрасно знал.Кармазинов никто иной как протатип Тургенева,с его правильно и до миллиметра выверенной прозой(ни в коей мере не хочу обидеть этого автора - это лишь рассказ о другом герое) - и золотой венец - Тургенев получал награду,и проза литературного вечера - пародия на прозу и основные приемы Тургенева)А Достоевский пишет - "не хочешь - не читай!",но если ты преодолеваешь трудность первых страниц - оторвать от произведения далее тебя уже невозможно,причем прочтением книги это не заканчивается.
Может быть зря отняла Ваше время,а может какие-то факты заинтересуют Вас,и Вы еще глубже решите познакомиться с творчеством Федора Михайловича=)


большое спасибо за столь подробный комментарий!
конечно, знакомство с творчеством Фёдора Михайловича - это занятие на всю жизнь, особенно для филолога)


Только стаурос - греческое слово.