Больше рецензий

muzlaner

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2018 г. 21:09

960

5 Здесь Шва нет, но он обещал вернуться.

Очень рекомендую сию книгу. Произведение "Здесь был Шва" не только интересно, написано необычным языком, но и содержит довольно мудрый философский подтекст, о котором я бы и хотел поговорить.
Простой парень из Бруклина Кельвин Шва страдает от того, что .. практически невидим. Тут нет никакой мистики. Просто парня никто не замечает. От этого Кельвин чувствует, что постепенно исчезает из нашего мира, превращаясь в мираж. Кельвин делает отчаянные попытки, что утвердить своё Я в этом равнодушном социуме, и без того загруженном миллионами жаждущих не только внимания, но славы и признания.
По-моему, жажда славы вызвана тем же комплексом страха неприглядности. Слава же жёстко фиксирует личность в социуме, поскольку о нём говорят и пишут, его образ запечатлевается в многих умах почитателей и завистников. Такому тяжело исчезнуть из нашего мира. Но, купаясь в лучах славы, многие знаменитости страдают не только от избытка внимания, но и того, что они не могут быть самими собой. Знаменитость должна быть таким, как о нём думают его почитатели.
Мне кажется, любой человек в нашем мире, чтобы не утратить свою личность должен находиться под постоянным вниманием окружающих. Окружающие имеют о личности определённое представление. И личность должна вести себя именно так, как от него ожидают окружающие.
Можно сказать даже больше. Мир, какой мы его видим именно таков, поскольку все люди его наблюдают одинаково. Мы как бы удерживаем мир своими многомиллионными схожими сознаниями. Такую схожесть обеспечивает язык, рисующий нам вместо реальных предметов иллюзорные абстракции, воспитание, да и весь тот груз цивилизации, который постепенно наваливается на нас по ходу нашего взросления и старения.
Набор стилей и манер поведения, предлагаемый социумом, довольно ограничен. Мы копируем эти стили, чтобы быть похожими на окружающих. Подобная схожесть не только порождает агрессивность, но превращает нас в рабов тех масок и тех ролей, которые нам навязал социум.
Под таким ракурсом мне не понятны переживания Кельвина. Видимо, они вызваны страхом одиночества и перспективы стать изгоем общества. Несмотря на перенаселённость больших городов многие его жители одиноки. Они одиноки, когда пялятся в зомбоящик, когда идут в толпе себе подобных, и даже когда общаются со своими детьми или родителями. Ведь тональ времени сейчас меняется настолько быстро, что дети и родители уже живут в разных мирах и с трудом понимают друг друга.
Странно, но есть такие люди, которые стремятся исчезнуть из под наблюдения всевидящего ока социума, именно потому что хотят обрести внутреннюю свободу, избавившись от всех масок социума. Да они должны просто обзавидоваться Кельвину Шва. Понятно, что без этих масок личность не сможет существовать в обществе. Кто устраивался на работу и проходил собеседования, возможно, заметил, что проводящий интервью в первую очередь оценивает его абсорбируемость в будущий коллектив, с которым интервьюируемому придётся работать. Поэтому те, кто готовится к будущему интервью чуть ли не заучивают наизусть те стандартные ответы, которые ожидают от них потенциальные работодатели. Именно подобная перспектива лично меня всегда отпугивала. Поэтому я избегал интервью и вообще оказался довольно оторванным от общества.
Те, кто читал Карлоса Кастанеду знают какое важное значение предавал Дон Хуан стиранию личности своих учеников, и стиранию личной истории. Дон Хуан считал одной из самых главных задач магии - это сохранение энергии, которую человек получил в момент зачатия. ношение социальных масок, зависимость своего поведения от контроля окружающих, переживания, что о тебе подумают, или тех провалов, когда ты вёл себя неподобающе отнимает у мага массу энергии, которую невозможно восстановить.
Поэтому ученики Дон Хуана стирают личную историю, чтобы не индульгировать/т.е. не предаваться негативным переживаниям, когда ты не соответствовал критериям социума/, и сохранить энергию. но как же таким жить в социуме? Ведь они станут такими же невидимками как и Кельвин? Ученики Дон Хуана практикуют контролируемую глупость, т.е. ведут себя так, как от них ожидает социум, при этом используя практики, чтобы казаться невидимыми.
Рассмотренная мной тема в конце книги Нила Шустермана сходит на нет. Но ведь должен же роман закончиться традиционным хэппи эндом? Кальвин узнаёт, что его мать никуда таинственно не исчезла, а просто сбежала со своим любовником, бросив пятилетнего мальчика одного в супермаркете. А отец Кальвина просто стёр всякий след своей сбежавшей жены, старая стереть память и у своего сына Кальвина.
Кальвин находит письма своей матери, адрес и едет к ней после долгих лет разлуки.

Комментарии


История Кельвина Шва не кончается в этой книге. Всего повестей от имени Энси Бонано три. В последней из них, Ship Out Of Luck, мы вновь встречаем его.


Спасибо, Сонет, я в курсе. Вторую книгу уже записал. Надеюсь, скоро послушаю. А на третью пока нет перевода.


Я начала его, написала уже 3 главы, но оставила из-за другого перевода. Надеюсь когда-нибудь вернуться к Энси.