Больше рецензий

30 октября 2018 г. 19:36

2K

4 Четки как символ наказания

Это уникальная книга, в самом лучшем понимании этого слова. Что мы знаем про Польшу? А что про Польшу 30-х годов? Вся та атмосфера упадка и безысходности, которая царила тогда, разложена по полочкам. Первая часть - несчастные нищие девочки у щедрой пани, которая рада внести вклад в благотворительность и пожалеть бедняжек. Через детей показана вся предвоенная великая когда-то Речь Посполитая с ее безработицей, с кризисом всех сфер, и показана грань, когда еще чуть и "шалашик" будет растоптан безжалостной буржуазной ногой. Две девочки, который хотят света в их жизни, живут во тьме и на задворках. Это крайне правильная идеологическая книга, поэтому с такой любовью ее издали у нас под "защитой " Детгиза. Вторая часть это карикатура на помощь государства и власть имущих, это клубная жизнь с ее пафосом и бестолковостью (кстати у Советов точно такая же по сути "просветительская" деятельность, но в чужом глазу, как говорится). Талка, младшая из сестер и автор повести не видит этого лицемерия, для нее эти встречи действительно обладают пользой и глотком безопасности. Последняя заключительная часть это собственно сама монастырская жизнь. Крамола есть, есть сомнения в высших силах, есть издевательства, есть элементы трудовой воспитательной колонии - меня эта часть тронула. Она не могла меня оставить равнодушной (не смотря на сухость языка и безэмоциональность подачи) - эти девочки отбросы, они никому не нужны, ни богу, ни родителям, но странное дело, мне их не было жалко, наоборот какое чувство гордости за их поведение возникло при прочтении - они как могли боролись, они как могли ставили палки в колеса, и вторая часть (где чуть больше о монастыре и религии) это продолжение их внутренней революции. В общем по мне эти повести очень любопытны, жалко что автор не довела до 1935 года, до смерти маршала Пилсудского (того самого в санях и в шубе), именно тогда начались коренные изменения в Польше и в мире.