Больше рецензий

5 ноября 2018 г. 23:12

894

4 Жажда, которой много не бывает

Для тех, кто не в курсе. Рыбаков - такой чудной, фееричный чувак, со-основатель большой корпорации "Технониколь" (занимается производством кровельных и гидроизоляционных материалов).
Сейчас у этого сорокашестилетнего бизнесмена иная ипостась: он отошел от дел в «Технониколе». Рыбаков теперь филантроп (основал фонд своего имени), ещё он блогер-инстаграмщик и зачинатель самых разных странных эпатажных бизнес-идей. Одна из последних - он одевается теперь как рэпер и предлагает себя в качестве селебрити снимать в клипах или за деньги готов поужинать с кем угодно для раскрутки последнего. Чтобы было понятно, в чем тут оксюморон: Рыбаков - 84-ый в списке Forbes. Его состояние - 1,2 млрд долларов (данные на начало 2018 года). Такой вот забавный богач)

Рыбаков учился в Физтехе. Вместе со своим однокурсником Сергеем Колесниковым ещё будучи студентами они запустили «с нуля» бизнес по производству кровли. Чуть более, чем за четверть века партнеры увеличили вложенный капитал в 9 тысяч раз (!), построив и модернизировав около полусотни заводов в России.
И вот этот пышущий неуемной энергией человек написал свою книгу. Назвал он её под стать своему амплуа - "Жажда". Даже на обложке название не умещается)

«Жажда» Рыбакова - смесь мемуаров с размышлениями о "судьбах Родины". По правде сказать, формат совсем неоригинальный и претенциозный и понимая это, браться за чтение сходу не хотелось. Но несколько моментов в книге компенсировали мой скепсис.
«Жажда» легко и быстро читается. И довольно скоро из книги становится понятно, что «Технониколь» вошла на рынок в начальной фазе смены технологических подходов. Колоссальный строительный бум, пережитый в стране, дал шанс Рыбакову и Колесникову построить империю. И они им с лихвой воспользовались.
Красной нитью в «Жажде» несется мысль про энергию желания невозможного. Про ощущения жажды невозможного, которое возникло у его и его партнеров в компании, что и стало главной внутренней ценностью корпорации (Эта мысль, кстати, перекликается со словами Березовского в книге Авена «Время Березовского», который обещал своим коллегам по отделу в НИИ, что сделает их миллиардерами, и впоследствии так и случилось, но те смотрели тогда на Березовского, как на ненормального).
Не знаю, как смотрели сотрудники Рыбакова и Колесникова на них тогда, но у них тоже получилось. Рыбаков пишет в «Жажде», что надо «дать людям недостижимую цель, в которую веришь сам, дать им возможность реально действовать. Пусть ценой высокой ответственности, личного дискомфорта и даже вероятности полного и окончательного провала. Приключение должно быть настоящим». Всё это требует от руководителей постоянной готовности вести игру на грани фола, бесконечно рисковать – в частности, устаивая то, что он называет «атакой на себя», когда запускаются проекты, напрямую конкурирующие с уже существующими направлениями бизнеса.
В какой-то момент Рыбаков формулирует секрет успеха: «Причиной успеха нашей компании…стало стремление к безудержной экспансии в сочетании с прагматичным использованием имеющихся возможностей, основанное на сформированной общими усилиями особой атмосфере, способствующей взаимному доверию и самореализации сотрудников. В среде, где нет доверия, люди просто не готовы выкладываться по полной. Они не хотят рисковать, управленческие решения не становятся их решениями, какую бы систему мотивации ты не выстроил».
Еще одна мысль неоднократно повторяющаяся в книге о России, застрявшей в «ловушке среднего дохода». «Представьте себе Россию в пять раз более богатую, чем сегодня, - восклицает Игорь Рыбаков, - Насколько изменятся задачи, которые будут решать инженеры российских компаний, насколько интереснее будут эти задачи, как изменится самоощущение инженеров!». Определенного масштаба и определенного типа компании просто не могут расти в недостаточно богатой стране, - уверен Рыбаков.
Визионерство Рыбакова – это желание запустить «мультипликатор возможностей». «Каждая реализованная возможность сегодня – это целое поле возможностей завтра». Как, собственно, и сделал сам «Технониколь», который не только модернизировала и вывел старый шиферный рынок страны на новый уровень, но и впоследствии помог создать устойчивый спрос на новые типы химического сырья, его импортозамещение.
И ещё одна вещь показалась мне актуальной. Рыбаков указывает, что сейчас в нашей стране доминируют практика разделения на «свой-чужой», закрытый тип корпоративной культуры, формирование групп узких интересов, ожесточенная конкуренция не только между корпорациями, но также между кланами и группировками. К огромному сожалению, признает он, что в России ограничивающие практики доминируют, в том числе, над содержательной деятельностью компаний.
Рекомендую к прочтению