Больше рецензий

15 ноября 2018 г. 10:40

709

5 Крёстный отец на обочине

«Хармонт» соотносится с оригинальным «Пикником на обочине» примерно так же, как «Судный день» с первым «Терминатором» - т.е., это хороший сиквел, хоть и смягчающий безысходно мрачный посыл исходника. И в принципе, книжка одна из немногих действительно хороших официальных «по мотивам» Стругацких.

Стилистика оригинала, в общем, сохранена. Атмосфера – не вполне, и если в первой трети произведения это вполне оправдано сюжетно (за столько-то лет хармонтская Зона стала привычной, да и частично «выдохлась»), то дальше немного нервирует. А уж в последней трети катастрофическое расширение Зоны, по сути локальный апокалипсис со множеством жертв, морально обыгран откровенно слабо.

Дело в том, что в этой книжке на первом плане – моральные и семейные переживания главных героев, вполне в духе какой-нибудь мафиозной санта-барбары. За ними-то и теряются слабые телодвижения массовки. Впрочем, именно в этом, социальном поле интрига сохраняется почти до самого конца произведения.

Соседство с заповедником аномалий влияет на развитие сюжета в разы слабее, чем в «Пикнике». В некотором смысле, Зона низведена до «просто опасного» места, типа пустыни или джунглей. Нет, аномалии никуда не делись, но у героев на руках появились специальные «рачьи глаза», нейтрализующие любую внеземную опасность; и хотя это тоже обосновано сюжетом, но градус напряжения спадает сильно.

Ультимативных ответов о происхождении Зон и свойствах тех или иных артефактов нет, но есть энное количество новых гипотез. Даже пресловутый «золотой шар» оказывается под сомнением. А концовка произведения служит мостиком между серией прямых продолжений «Пикника» и серией «Зона тумана» (или как там правильно), в которой действие разворачивается спустя несколько десятилетий, когда аномальная активность распространяется по всей Земле.

Рекомендуется всем поклонникам «Пикника» и творчества АБС вообще.