Больше рецензий

11 декабря 2018 г. 23:29

3K

0 Детективный дубак

«Ледяная тюрьма» Дина Кунца – это купленный для коллекции пазл на тысячу деталей с красивой картинкой белоснежных ледяных торосов. Понимание, что в коллекцию он не войдёт, приходит постепенно: картинка насколько красивая, настолько и утомительная своей однообразной белизной, печать сама по себе качественная, детали пазла тоже все на месте, ложатся один к одному, вот только пазы плохо прорезаны, местами гнутся, изображение отслаивается.

Моё знакомство с автором едва ли можно назвать близким, но те несколько прочитанных книг оказались достаточно увлекательными, чтобы удивиться тому, насколько «Ледяная тюрьма» пустая. К дрейфу на отколовшемся айсберге автор приговаривает не столько своих персонажей, сколько читателя. Сами по себе фрагменты, из которых строится повествования, беспроигрышные и лакированные, это та условная база предположительно хорошего детектива, на которую наносятся дополнительные детали и неожиданные финты жопой ради создания саспенса. Как то: разноплановые персонажи, в рефлексию каждого из которых вас непременно макнут лицом, но их внутренние и внешние монологи не делают героев менее шаблонные, реплики будто писались искусственным интеллектом, который научился подбирать слова согласно контексту, но нырять дальше поверхностного контексте не сумел, поэтому некоторые разговоры напоминают беседу заклинивших нейросеточек; нагнетание обстановки, запутывание читателя, взрывная развязка: словом, всё в наличии.
Возможно, проблема шаблонности происходящего - это проблема перевода, где мелькают фразы типа: «как не противно это говорить, но мы откололись». Не могу избавиться от чувства, что под этим «противно» должен лежать многопластовый слой сглоченных эмоций а-ля «****ь ***ь ****а ****ц мы все умрём, потому что мы откололись». С другой стороны, кто их знает, этих износоустойчивых полярников, которые переступают через себя ради высшей цели, которые способны сохранять каменное лицо перед лицом смерти.

Смена точек зрения, скачки между персонажами не создают цельной картины происходящего, они только глубже закладывают в читателя ощущение, что персонажи – просто картонки, которые уходят в темноту, механически отчитав свой характер, чтобы вновь открыть рот, когда на них упадёт свет софита.

Вероятно, я просто не любитель буквальных детективов, предпочитая гаданию «кто убийца» вопрос «почему он сделал то, что сделал?». Детективная составляющая в книге в полном порядке, «вау»-эффект от узнавания личности убийцы сохраняется, разве что мне не хватило логики в его характере, но это сугубо личное пристрастие: отстранённому наблюдение за действиями я предпочитаю их предвосхищение. В «Ледяной тюрьме» дворецкого убийцу остаётся только угадывать, несмотря на все декорации внутренних структур, которые разворачиваются внутри персонажей.

В целом это холодное, морозное полотно, в обрамлении разнопёстрых характеров и постсоветского патриотизма на пол шишечки, чётко простроенного сценария и выставленных акцентов, и вместе с тем зубодробительно скучное.

ДП '18
ОПГ Знак Четырёх