Больше рецензий

Elena-R

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2018 г. 09:54

4K

5 Реальность - это всего лишь слишком тщательно причёсанная фантазия

Перед нами совершенно серьёзная книга, со множеством комментариев, ссылок, сносок, указаний на источники. Да и каким ещё может быть настоящий атлас?
Перед нами совершенно волшебная книга, да и какой же быть атласу, составленному небом? При всей (якобы) заявленной научности читателя с первых же слов предупреждают, что картограф украшает атлас собственной фантазией, а уж как ею распорядиться – решайте сами. Сможете настроиться с автором на одну волну - получите пристанище, где вам будет тепло и уютно, как и надеется картограф. Не сможете – так и будете стоять в сторонке и только недоумевать, что и зачем делают эти странные персонажи.
С первых страниц автор щедро рассыпает некие «обманки», даже в слове благодарности, которое читатели чаще пропускают. Это пролистать было бы жаль, потому что уже здесь наш картограф пробует перо, включая в большой список реально существующих музеев вроде галереи Уффици во Флоренции некие Институт колдовства в Лагосе, Ботанический отдел Академии невидимого в Ленинграде и совсем уже прелестный Архив Тайного объединения развеянных по всему миру сот Вавилонской библиотеки. По-моему, автор вполне честен, как в детской считалке: «Кто не спрятался, я не виноват».
Атлас – собрание маленьких главок, снабженных дополнительными пояснениями, которые подчёркивают всю серьёзность и достоверность происходящего. Например, рассказ о том, как посланец султана привозит для диадемы его любимой жены «сплетённые в косу утренние лучи луны и солнца», заканчивается отсылкой к картине художника, которую якобы можно посмотреть в музее Тонкапы в Стамбуле. (Да, в книге именно так, в жизни Топкапы).
Всё происходящее объединяется домом, где живут странные, по мнению окружающих, но отлично понимающие друг друга люди. Они убирают, снимают крышу дома, ведь никакая не заменит небо, разве не ясно? Впрочем, понятно это далеко не всем:

«…собравшаяся толпа была объята слоем недоумения толщиной в аршин (даже самый сильный ветер беспомощен перед тяжестью непонимания)»

. В который раз меня удивляет и восхищает красота слога Г.Петровича, это просто какая-то музыка, только записанная не нотами, а словами. И в то же время, насколько это точно! «Тяжесть непонимания» - кто хоть раз не испытывал её груз? Красота, поэтичность и мудрость текста – рецепт точного попадания прямо в сердце читателя. В моё – однозначно. К рецепту должна прилагаться любовь к переносным смыслам и к разнообразным шлейфам смыслов.
Фантазия автора безгранична, чего стоят хотя бы зеркала: Западное служит для наблюдения за ложью и правдой.

«Ложь и правда в нём разделяются и предстают сами по себе, не смешиваясь, и так их можно ясно рассмотреть».

И это для всех, кто смотрит в это зеркало, процесс болезненный, сами понимаете. Северное состоит из трёх частей и показывает в них нечто разное. Попробуйте догадаться – что именно.
Одна придумка тянет за собой другую, все они переплетаются и создаются прекрасный мир, в котором, увы, находится место и печали, и страху… Да и странно было бы иначе у писателя балканской земли, ещё совсем недавно щедро политой кровью.
С нашими героями произойдёт множество событий, в самом доме и за его пределами, а вы, читатель, почерпнёте из «Атласа…» бесконечное множество знаний, без которых даже не понятно, как вы жили раньше. Как вы обходились без подушки воспоминаний или лунных рыбок? Без шали, с которой иногда улетают птицы? В конце концов, вы наконец узнаете, «на что похож поцелуй, простой, как пирожное, посыпанное сахарной пудрой».
И выслушайте внимательно тётю Деспину, когда она очередной раз придёт в гости, отразившись в зеркале:

«…реальность – это всего лишь слишком тщательно причёсанная фантазия!».

Реальность - это всего лишь слишком тщательно причёсанная фантазия