Больше рецензий

29 декабря 2018 г. 22:49

109

5 «- Командиру двадцать девятой истребительной авиадивизии капитану Савицкому объявляю благодарность и награждаю его отрезом генеральского сукна на шинель, саблей, амуницией и шпорами.»

картинка JohnMalcovich
Евгений Яковлевич Савицкий

«- Братцы! Я – «Дракон». Бейте гадов из всех дудок!»

«Милый мой Евгений Яковлевич, если вы не выполните эту задачу и переправы немцы разрушат, вы будете преданы суду военного трибунала. До свидания. Желаю вам удачи. С глубоким уважением.
Василевский».

Вдвойне приятно читать мемуары человека, если он не только просто описывает события своей жизни, но и искренне верит в то, что делал правое дело. Евгений Яковлевич начинал свой путь по лестнице строящегося государства, когда еще не затуркивали людей зубрёжкой уставов партии и лозунги еще имели смысл и содержание. Даже в комсомол принимали тогда путем простого занесения фамилии в списки и предлагали расписаться в том, что отныне ты комсомолец. Кто там говорил, что прообразом пионеров являлись бойскауты? Ерунда! Бойскаутов комсомольцы нещадно били. «…все при галстуках. В галстуках тот их значок – не то вензеля, не то распускающийся цветок.» Будущие пионеры от образов бойскаутов времен НЭПа оставили себе лишь галстуки, да и то, совсем другие. В лучших традициях рассказов Джека Лондона, Савицкому пришлось боксом зарабатывать себе «корочку хлеба». В портовом Новороссийске ему довелось побоксировать с американским негром. Позднее, ему и одному матросу со спасательной станции предложили записаться в школу пилотов. Матроса звали Константин Коккинаки. Это был будущий знаменитый летчик. Впрочем, у него все в семье были знаменитыми.
Интересный факт: из пяти братьев Коккинаки первым летать стал Владимир – в 1938 году он совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Владивосток. Позднее он станет почетным президентом Международной авиационной федерации. Александр тоже стал летчиком и погиб в 1941 году в воздушном бою. Валентин во время войны будет летать на штурмовиках. Погибнет в 1956 году при испытании самолета. Пятый брат – Павел – станет испытателем-бортинженером. Константин Коккинаки в 1960 году в 50 лет установит абсолютный мировой рекорд – пролетит по замкнутому стокилометровому маршруту со скоростью, вдвое превышающую скорость звука.
Одним из первых самолетов, на котором летал Савицкий стал И-5, по тому времени самы современный самолет с высокой горизонтальной скоростью в 278 км\час.
Нельзя не сказать о непонятных (Савицкий тоже выказывает удивление по этому поводу) перемещениях летчиков вместе с самолетами из одного конца страны в другой. Как правило это происходило тогда, когда эскадрилья, или полк срабатывались настолько, что напоминали слаженный механизм. И вот, приходилось начинать все с самого начала. Его перебрасывают из Киева в Приморье. Там Евгений Яковлевич впервые сталкивается с тем, что его передовые методы подготовки летчиков не вызывают одобрения у командования. Когда Савицкий придумал в качестве подвижной мишени для тренировочной стрельбы использовать старый катер, то его официально назвали воздушным хулиганом и пробовали проработать на партийном собрании. Но летчики вступились за Савицкого и вскоре к нему в полк стали прибывать другие командиры для перенимания опыта. Его повышают и назначают командиром полка. Вот только возрастом и званием весь командный состав полка оказался старше его. Как думал сам Савицкий: «как будто я здесь вовсе не командир!» Но авторитет он все-таки у подчиненных завоевал.
О Коневе
В «лучших» традициях своего приятеля Г.К. Жукова решил И.С. Конев устроить учения не понарошку, а всерьез: чтобы реально бы авиация и артиллерия стреляли бы и бомбили. «Отважное мероприятие это тут же получило и свое официальное название: «Стрельба и бомбометание через голову своих войск». Савицкий, дабы его подчиненные не потеряли меткость, решил обозначить передний край войск своей машиной, сидя в ней… На учениях отработали с блеском, Конев остался доволен и похвалил полк.
Савицкого назначают командиром дивизии. Ему только 28 лет. Все его помощники и заместители были намного старше его и рангами, и возрастом. Это было словно издевательство. Воинское звание, соответствующее должности командира дивизии, ему не дали. А это означало, что когда кто-нибудь из подчиненных входил к нему в кабинет, то Савицкий вскакивал (младший по званию приветствует старших). В этот же период началось перевооружение полков, с И-16 начали переходить на ЛаГГ-3. На ЛаГГе стояло вооружение в два раза более сильное, а скорость была 549 вместо 462 км\ч. Своих летчиков Савицкий так натренировал в строевой подготовке, что они заняли первое место на соревнованиях, обогнав стрелковые и кавалерийские дивизии. В итоге:
«- Командиру двадцать девятой истребительной авиадивизии капитану Савицкому объявляю благодарность и награждаю его отрезом генеральского сукна на шинель, саблей, амуницией и шпорами.»
И это снова напоминало издевательство больше, чем награду. Ведь теперь, к командующему Савицкий должен был являться по всей форме: при сабле и со шпорами. Из Евгения Яковлевича словно хотели сделать клоуна. «Саблю я раз надел да чуть не упал: запуталась она у меня между ног. И шпоры эти для меня – что были, что не были. У пехоты почему-то звенели, вызывая зависть прохожих и восторг владельца этого кавалерийского атрибута, а на моих сапогах – одно только название, что шпоры.» Позднее, оказалось, что подаренные шпоры были бездарным ширпотребом. Кавалеристы, к которым Евгений Яковлевич обратился за помощью, попросту выкинули их и заменили серебряными десятикопеечными царскими монетами. Вот уж зазвенели!
Война
Интересный факт: с 23 по 31 декабря 1940 года в Москве прошло совещание высшего командного состава Красной Армии. Любопытно обратить внимание на тематику выступавших. Так генерал армии И.В. Тюленев, командующий Московским военным округом выступил с докладом о характере современной оборонительной операции. Г.К. Жуков – о характере современной наступательной операции; командующий Западным Особым военным округом генерал-полковник Д.Г. Павлов – об использовании механизированных соединений в современной наступательной операции; начальник главного управления ВВС генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов – о воздушных силах в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе. На деле, как мы знаем, все получилось по-другому…
Евгений Яковлевич рассказывает о шапкозакидательских настроениях, царивших в рядах большинства командного состава. Он даже дает краткий анализ очень популярной тогда фантастической книжке Н. Шпанова «Первый удар. Повесть о будущей войне», в которой Красная Армия в «блицкриге» разгромила немцев в пух и прах. Вообще, отлично описаны события первых недель войны. Савицкий даже дает цитаты из «Правды», которая не брезговала ретранслировать фразы Гитлера!
О Жукове
Тот самый, кто докладывал о наступательных операциях, 9 декабря отправил очередной приказ Западному фронту:
«Приказываю: Категорически запретить вести фронтальные бои с прикрывающими частями противника, запретить вести фронтальные бои против укрепленных позиций, против арьергардов оставлять небольшие заслоны и стремительно их обходить, выходя как можно глубже на пути отхода противника.»
Жуков же поручил Савицкому в январе 1942 года разбомбить вражеский штаб. Погода была нелетная: метель и снегопад. Именно для этого задания Евгений Яковлевич выбрал позывной «Дракон», который и оставался за ним во время всей войны. Штаб он нашел, точно вывел на него звено истребителей и, несмотря на приказ хранить радиомолчание, не выдержал и сказал:
«- Братцы! Я – «Дракон». Бейте гадов из всех дудок!»
В феврале 1942 года Савицкого назначают командующим ВВС 25-й общевойсковой армии, дислоцированной на Дальнем Востоке. Снова, словно убирают назойливого актера со сцены. По прибытию на Дальний Восток, Евгений Яковлевич начинает проситься на фронт…
Информация к размышлению (о Тимошенко и иже с ним)
Еще 22 марта 1942 года Военный совет Юго-Западного направления — главнокомандующий маршал С. К. Тимошенко, член Военного совета Н. С. Хрущев, начальник оперативной группы направления генерал И. X. Баграмян — предложил Ставке доклад, в котором высказывался замысел разгрома группировки противника на южном крыле советско-германского фронта с последующим выходом наших войск на линию Гомель — Киев — Черкассы — Первомайск — Николаев. К слову сказать, это рубеж, который нам удалось достигнуть только осенью 1943 года. Такой широкий замысел действий, естественно, вызвал сомнение в Ставке. Сталин предложил главкому направления С. К. Тимошенко (он же командующий Юго-Западным фронтом) операции не проводить. Тогда вскоре был подготовлен новый план действий войск Юго-Западного направления на апрель — май 1942 года. Командование направления заверило Сталина в полном успехе операции. Сталин разрешил Тимошенко проведение такой операции под его (Тимошенко) ответственность. Чем закончилась «разрекламированная успешная» операция – хорошо известно. Предоставим слово Евгению Яковлевичу: «Успокоительные заверения о положении войск, запоздалые решения, утрата планомерности боевых действий 6-я, 57-я армии, часть сил 9-й армии, оперативная группа генерала Бобкина оказались полностью окруженными В неравных боях погибли командующий 57-й армии генерал-лейтенант К. П Подлас, начальник штаба генерал-майор А. Ф. Анисов, член Военного совета бригадный комиссар А. И Попенко, командующий 6-й армией генерал-лейтенант А М Городнянский, член Военного совета бригадный комиссар А. И. Власов, командующий армейской группой генерал-майор Л В. Бобкин и заместитель командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенант Ф Я Костенко. Лишь незначительная часть нашей ударной группировки во главе с членом Военного совета фронта дивизионным комиссаром К А. Гуровым и начальником штаба 6-й армии А. Г. Батюней сумела выйти из окружения. Срезав барвенковский выступ, немцы получили выгодные позиции для дальнейшего наступления и в первую очередь наметили окружить и уничтожить наши войска, прикрывавшие Воронежское направление.» В те дни Савицкий получил наконец-то разрешение вернуться на фронт. Он прибывает в распоряжение командующего 2-й воздушной армии генерала С.А. Красовского. Тогда же, весной 1942 года у немцев появляется модифицированный «мессершмитт» - Ме-109ф.

Справка: более совершенные аэродинамические формы, мощный мотор, вооружение значительно улучшили истребитель противника. Он широко применялся в боях под Харьковом. В связи с появлением его на фронте штаб ВВС в начале июня подготовил директиву, в которой указывались летно-тактические данные этой машины и давались конкретные рекомендации по способам ведения воздушных боев. Учитывая указанные качества «мессершмитта», наиболее пригодным для боя с ним считался наш истребитель Як-1 На высоте 3000 метров он обладал большей скоростью, равной с «мессером» скороподъемностью и лучшим горизонтальным маневром.

Интересный факт: на первых порах многие пилоты почти что бойкотировали «Як» в пользу американских «аэрокобр»! Так как пилоты не верили никаким призывам, то Савицкий решил делом доказать неверующим превосходство «яков» над американскими самолетами. Весь бой он провел на вертикалях и выиграл на глазах у всех летчиков, убедив их в том, что Як – отличный самолет.
В ноябре 1942 года Савицкого во главе авиагруппы направляют под Сталинград, для усиления 17-й воздушной армии. Руководитель авиагруппы имел должностное наименование «командующий». Представляясь командующему армией Красовскому, Савицкий ввел того в немалое изумление, назвав себя официально. «-Это еще как – «командующий»? – спросил он. В самом деле, если вспомнить, что Красовскому подчинялись пять авиадивизий, один авиакорпус – всего 477 самолетов, а Савицкому – лишь семь полков, то как они моба могли иметь одинаковую должность???

В конце сорок второго Савицкий становится командиром истребительного авиакорпуса, относящегося к Резерву Верховного Главнокомандования. Командиры таких корпусов назначались лично Сталиным. Корпус направили на Кубань. Там Савицкий поддержал идею о целесообразности эшелонирования групп истребителей по высотам. При этом одна группа, ударная, предполагалось, будет работать по бомбардировщикам противника, другая — связывать боем их истребителей, а третья, на самом верху, предназначалась бы для прикрытия своих, для использования ее в какой-то критический момент. Немцы высоко оценили качество работы Евгения Яковлевича на Кубани. Позднее, в архиве было найдено немецкая секретная радиограмма: ««При встрече с противником всем летчикам обращать особое внимание на отдельно летящую пару (самолет) типа Як. Принять все меры для уничтожения. Возможно, что это русский генерал Савицкий».

На войне озадачивать могут не только обстоятельства, но и приказы. Так, Савицкому приказано было работать в связке, что означало сопровождать, с кавалерией. «Скоро козлов сопровождать будем!» ворчали пилоты. Но нет худа, без добра: когда в Крыму у летчиков возникли перебои с питанием, то кавалеристы пригодились: они давали им отбракованных и раненых лошадей. Таким образом, летчики снабжались мясом без ограничений. Савицкому поручают ответственное задание: прикрытие переправ через Сиваш. Поражает убийственно вежливая форма приказа маршала Василевского: ««Милый мой Евгений Яковлевич, если вы не выполните эту задачу и переправы немцы разрушат, вы будете преданы суду военного трибунала. До свидания. Желаю вам удачи. С глубоким уважением.
Василевский».

О странностях войны: стоило английским, или американским средствам массовой информации разразиться очередной ложью, как советское командование, словно манипулируемые марионетки спешили угодливо объяснить «союзникам» их заблуждение. «Однако в английской и американской печати в те дни появились высказывания, будто советское наступление в Белоруссии всего лишь «легкая прогулка», потому что основные силы немецкой армии переброшены на западный фронт. О чем тут говорить! Только в бобруйском котле наши войска окружили 40-тысячную группировку немцев, а восточнее Минска — свыше 100 тысяч солдат и офицеров противника.
17 июля по улицам Москвы конвоиры провели 57 600 пленных фашистских солдат и офицеров во главе с поверженными генералами. Всего же в Белорусской операции было разгромлено около 70 дивизий противника. Это ли не ответ на вымыслы о «легкой прогулке»!..
Или странные задания, больше похожие на откровенную подставу: истребителям, а не бомбардировщикам поручалось «штурмануть из всех пушек и пулеметов и в то же время сбросить бомбы и листовки». А текст в листовке был явно с «душком»: «Истребители с красными звездами над Инстербургом!» Кому пришла такая «гениальная» идея – об этом история умалчивает. С высоты сегодняшних дней уже понятно, как впоследствии использовались такие листовки. Не отсюда ли берут истоки реки лжи о жестоких русских? Странно, что бомбардировку Дрездена союзники не додумались списать на наших летчиков при помощи таких вот листовок… Когда это странное задание было выполнено, то о нем почему-то сообщило не Информбюро, а радиостанция имени Коминтерна: «восемь советских истребителей нанесли бомбово-штурмовой удар по противнику и сбросили над прусским городом Инстербургом листовки. Радиоволны разнесли эту весть на весь мир…»
Но, как известно, «собаки лают, а караван идет». Так и наши летчики дошли до Берлина. Много историй было на их боевом счету и пути. Даже наглых «союзников» приходилось учить. Люди верили в то, что делали и имели на то полное право. Жаль, что сейчас таких людей практически нет, а если есть – то они явно не востребованы современным обществом. Они ушли вместе со своей эпохой и нам остаётся лишь читать о них. Аминь!