Больше рецензий

2 января 2019 г. 11:59

889

0 Кодекс "семи кругов ада" маргинала

Сборник рассказов писателя Захара Прилепина, «Семь жизней» по мнению известного литературного критика Галины Юзефович, «отличная точка входа» в его творчество.
Критик уверена, что «Прилепин пытается прослеживать разные ветки судьбы, находить в прошлом развилки и смотреть, как бы все обернулось, если бы в каждой из них можно было повернуть один маленький, неприметный винтик».
В то же время, она убеждена в том, что «изюминкой» творчества писателя является его способность постоянно обманывать ожидания читателя.
«Практически в каждом рассказе Прилепин аккуратно развешивает по стенам ружья. – разъясняет она, – которым не суждено выстрелить, размечает тропинки, по которым читатель доверчиво устремляется к обманчиво предсказуемому финалу лишь для того, чтобы в последний момент вылететь с накатанной трассы в кювет и дальше, дальше — туда, где он меньше всего ожидал оказаться».
Но, с точки зрения читателя, не занятого поисками каких-то объяснений извивов творчества современных писателей, всё обстоит и проще, и сложнее.
Захара Прилепин интересен тем, что он, является признанным талантом по образности своего языка и реальной силы своих произведений. Его можно сравнить с известными классиками прошлого, такими как Чехов, Достоевский и Максим Горький.
И в то же время, он проявляет себя как певец тех 86% населения нашей страны, которые и составляют главную боль и беду нынешнего поколения россиян.
Если в первой трети двадцатого века, Ремарк вывел на мировую литературную арену своё «потерянное поколение», то героев Прилепина, можно было бы назвать поколением, проходящим свои «семь кругов ада».
И, не потому, что им этого так хочется, а скорее по вине их безразличия к собственной судьбе. В их личном аду нет ни чертей, ни раскалённых сковородок, нет и адских мук. Всё происходит обыденно и так просто, что неожиданный финал в каждом из рассказов, оказывается единственно верным путём к избавлению от ада своего бессилия или нежелания приподняться над обстоятельствами…
Главной силой, двигающей героев Прилепина к неожиданной развязке, можно считать, то, что в жизни своей, они руководствуются, пацанскими нормами, понятиями криминальной подворотни или полукультурной богемы. Ну, а как иначе можно жить в стране, где точно такими же понятиями руководствуется власть?.. Вот потому и страшны его герои. страшны тем, что они, не придумка автора, а реальные россияне.
Россияне, способные и на подвиг, и на преступление, и не видящие разницы между тем и другим.
Вот именно такие герои и "хоронят под плинтусом" нашу Россию.