Больше рецензий

4 января 2019 г. 17:28

864

4

Фактологически богатая монография в лучших традициях школы "Анналов" с ее стремлением к наиболее всеохватывающей реконструкции облика исторической эпохи. Однако этому труду присущи все ожидаемые отрицательные характеристики произведения, которое пытается воссоздать тончайшие аспекты четырех веков на ничтожно малом объеме книжных страниц. В итоге получаем динамическую, риторически насыщенную, живую картину интеллектуальной жизни зрелого Средневековья, пресыщенную фактами, датами, именами и произведениями. Эта монография вряд ли поможет неподготовленному читателю и в качестве пропедевтики ее точно не следует использовать.

Также труд мало полезен для тех, кто ищет в нем историю интеллектуальных течений. В ней превалирует тема становления и упадка средневековых интеллектуалов как социальной группы, а также сопутствующих институтов образования, в первую очередь - университетов. Поэтому полного, качественного и доступного изложения содержания средневековой мысли, которое потребовало бы не одного тома, здесь очевидно недостаёт. Однако монография имеет достаточно сильных сторон, положительно выделяющих ее из ряда многочисленных исторических трудов с аналогичной проблематикой. В первую очередь, это качественная и объективная историческая социология, увлекательное и профессиональное исследования множества аспектов существования средневековых интеллектуалов как класса, а университетом - как социальных институтов. Много внимания автор уделяет теме места и эволюции роли этих единиц в крайне нестабильной и динамической социальной структуры XII-XVI вв. Этот труд один из немногих и, пожалуй, лучший в этой сфере исследования.

Во-вторых, монография предоставляет очень точный компаративный анализ смежных вех в истории Средневековья, с педантичной точностью отмечая различия между Каролингским возрождением и зрелым Средневековьем, методологией и этикой Средневековья и гуманизма, социальной основой книгоиздания в VII-IX, XII-XIII и XIV-XVI вв., тенденциях, стоявших за появлением и изменением социального базиса городов и их влияния на запросы к интеллектуальному продукту, производимому университетами в каждом веке и т.д. Очень хорошо, с аналитической точки зрения, прослежено влияние наиболее важных идей на дух последующих десятилетий, следовательно - на эволюцию философской мысли и социальную самоидентификацию научной элиты в каждый отдельный промежуток времени. Таким образом, несмотря на явный дефицит описания содержания и нюансов определенных интеллектуальных течений, Ле Гофф очень точно выделил в каждом веке идейное зерно, которое постепенно произрастало в следующий этап развития средневековой мысли, и как каждая из этих вех высвобождала из своих недр первые признаки собственного вырождения.