Больше рецензий

kr_andr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 января 2019 г. 15:29

285

4 Александр Солженицын "Рассказы"

Я ж Солженицына вообще не читал. Почему то у нас его и в школе не было. Всё что знаю о нем - это теле-хроники, на которых он куда то выходит, входит, машет руками, выступает. И пугающий "Архипелаг ГУЛАГ", купив который я подумал: как-то слишком скоро - брать и приниматься за него, надо начать если не сначала, то, хотя бы, постепенно. И потому приобрел книжку с его рассказами и крохотками.

Начав, собственно, и постепенно и с самого начала.

"Один день Ивана Денисовича" (1959/1962)

Первая опубликованная повесть Солженицына, задуманная им в лагере и реализованная спустя 9 лет на воле. Повесть, конечно, мощная. Чрезвычайно мощная - в своей смелости, в своем посыле, языке, методе. Живая чуть более, чем полностью. Может быть от того, читать ее не так просто - кажется "ну вот тут то зачем так, таким языком, всеми этими словечками из Даля?" - думаешь "подправить бы ее, причесать, конфетка бы вышла". А дочитываешь, закрываешь и понимаешь - это же бомба. Не зря Твардовский кричал, что вот она - самая настоящая русская литература, не убитая, вечная. При том без морализаторства, без правды-матки - путем простого быто-описания одного хорошего(!) дня. И вот читая про хороший день - ты чувствуешь, как на тебя всё сильнее и сильнее начинает давить пережитый страной груз лагерных лет. Выдюжил ли бы ты сам - это вопрос. Но собирательный образ русского человека, в виде главного героя - ...не то чтобы выживает - проживает - один день. И проживает так, что обнадеживает тебя и заставляет верить в то, что у него (не одного) получится.

"Матренин двор" (1959/1963)

Еще один знаковый, даже поворотный для русской литературы, рассказ - ознаменовавший собою зарождение (и сразу расцвет) "деревенской прозы". Произведение, действительно, чудесно в своей классической литературной простоте, откровенности, свете. Причем в таких исконно русских традициях. Сродни стихотворениям Пушкина и посылу Толстого.

Об остальных рассказах, в том числе и о "Случае на станции Кочетовка" отдельно говорить не хочется. Именно "Случай..." выделяю отдельно за его проблему выбора и не озвученную правду, но остальное (для меня) теряется.

На основании данной подборки произведений Солженицын представляется мне сильным, идейным, но не однородным писателем. Т.е. есть авторы, которые ни за что не выпустят то, что хуже предыдущего. Солженицын же - легко, но, видимо, не от того, что ему плевать, а скорее потому что считает всё потоково верным. Тут особое значение имеют его "крохотки" представленные двумя циклами. Если первые - по большей части, хокку. То вторые - православное научение. И вот в этом научении, в этом указании теряется, по-моему, литературная правда. Человеческая (а вернее "солженицынская"), конечно, остается (раз уж она заложена), а вот та красота, ради которой мы открываем большинство книг - испаряется. При этом, конечно, автор "Ивана Денисовича" и "Матрены" остается отличным писателем с пробегающими вспышками, но... концентрации - концентрации хочется больше, а произведений - меньше.

Как-то так. И не могу отделаться от впечатления, что Солженицын хотел бы быть Толстым. Но так говорить, наверное, не прилично.