Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

15 января 2019 г. 10:07

1K

3

Сейчас на дворе стоит зима, даже больше – кончился только ее первый месяц. И хотя волшебство Нового года как одного из самых важных праздников года уже развеялось, снег и мороз еще не успели надоесть сверх меры. Но мне показалось хорошим решением действовать на опережение – и прочитать весеннюю книгу зимой (да, я из тех людей, кому "погода текста" создает нужное настроение)

Почему же выбор пал именно на «Что было, что будет»? По описанию это должна была быть легкая весенняя история, с яркой и «воздушной» обложкой и антуражем. Хотя в первую очередь данный роман привлек внимание аннотацией. Мои ожидания были таковы – небольшая семейная сага про женщин со сверхспособностями, где есть и конфликт поколений и разрешение этого конфликта, и, что самое главное, использование сверхъестественных талантов как-либо, в быту или на службе по сути неважно. Ну и естественно я ожидала увлекательной истории с интересным антуражем.
Короче говоря, вывод – обложка и аннотация вообще мало что говорят о содержании книги.

Сюжет романа рассказывает о семье Спарроу. Эта семья во многом необычная: во-первых, на протяжении многих поколений у них рождаются только девочки, во-вторых, в каждой в тринадцатый день рождения просыпается Дар. Дары могут быть совершенно разные, кто-то не чувствует боли, кто-то не нуждается во сне, кто-то чувствует любую ложь, кто-то может видеть сновидения других людей. Главная героиня романа, Стелла Спарроу, вообще от всех женщин семьи отличается кардинально – и волосы у нее светлые (не то чтобы это было важно, но они пепельно-русые), и глаза с золотистыми крапинками как у отца. И дар ей достается не самый радужный – часто при взгляде на человека девочке приходят видения об его смерти с указанием точной даты и причины. Не очень-то весело, например, праздновать день рождения в ресторане и видеть за соседним столиком девушку, которой горло перережут через неделю.
К слову, эта самая девушка-жертва и становится причиной развития сюжета всей книги. У матери и отца Стеллы не самый счастливый брак – отец лентяй, транжира, бабник и алкоголик, мать когда-то ради возлюбленного мужа разругалась с матерью и бросила образование и теперь зарабатывает денег на всю семью. На момент начала событий они вместе уже не живут, но Стелла очень любит отца и старается проводить с ним время. Они сидят в ресторане, девочка видит будущую жертву, просит отца ту предупредить и вообще сделать что-нибудь. Отец, как водится, молодец, и идет с заявлением о будущем убийстве в полицию (и берет у девушки-жертвы номер телефона. А чего вы ожидали?). И естественно когда убийство происходит, арестовывают того, кто подробно описал произошедшее за неделю до события.
Всё бы ничего, но и отец, и Стелла сообщают прессе о способностях девочки. Не то чтобы им кто-то всерьез поверил, но сенсацию сделать можно. Девочку начинают преследовать журналисты, она больше не может ходить в школу и вообще выходить из дома. А потом еще и статью публикуют, где виден адрес их дома (снова отец постарался, он вообще один сюжет книги двигает с мертвых точек).
Стелла, а потом и ее мать, а потом и ее отец вынуждены переехать из мегаполиса в маленький городок, где живет бабушка Стеллы в их семейном поместье. Тут будет и любовь, и семейные/общегородские тайны, и немного дружбы.

Думаете, звучит интересно? На самом деле не очень, подвела реализация интересной сюжетной завязки.
Во-первых, магия и Дары, то, чего я ожидала от книги в первую очередь.
Магия в романе получилась интересная, легкая и неуловимая, присутствующая везде и нигде одновременно. Она летает в пчелах, которые могут обидеться на ругань и назад их нужно вежливо попросить вернуться с помощью сладостей. Она растет в полумертвом дубе, который является старейшим деревом штата и ветки которого напополам живы и мертвы. Она живет в воробьях, которые любят садиться на девочек из «воробьиного» рода. Она растет в цветах, в несуществующей голубой розе, течет в северной холодной воде.
А вот Дары, несмотря на свою предполагаемую оригинальность и «яркость», в целом вышли скучными и серыми. Дар бабушки Стеллы чувствовать любую ложь. И? В романе с ее организмом происходят такие изменения, при которых она делать этого уже не может. С этим связана определенная драма, но сама способность Дара раскрыта слабо. Дар матери Стеллы видеть чужие сновидения. Сюжет он продвигает, но практичность его минимальна (хотя именно это видимо и было авторской задумкой). А вот Дар Стеллы, способность видеть будущую смерть, есть с чем сравнивать ( Рейчел Уорд - Числа. Время бежать , пусть там героиня видела только дату смерти. Вот как можно использовать талант на практике, без излишней драмы и фатализма). Здесь она ему хотя бы придумывает назначение – девочка решает стать решает, потому что в диагностике неотложных состояний Дар показывает себя наилучшим образом (спасли парня, который чуть было не умер от разрыва печени). Очень часто даже автор забывала о Дарах, да их роль в сюжете – двигать сюжет. Ожидаемо, но печально.

Но! С магией и Дарами вполне можно смириться, ведь по сути данный роман не фэнтези. Это книга о любви и прощении, о людях и их недостатках. И здесь всё совсем не очень (хотя и на вкус на цвет). Если любовь, то она возникает сразу, вспыхивает как канистра бензина, брошенная в огонь. «Серая мышка» меняет образ и линию поведения сразу и навсегда. Алкоголик с таким стажем, что печени уже ничего не поможет, исцеляется и начинает бегать по утрам. Безответственный отец семейства, десятилетиями паразитирующий на бывшей жене, зарабатывающие жалкие копейки, постоянно теряющий работу, ходящий по бабам так, что три за один вечер, становятся верным и любящим. И это одна пара, и это изменения за две главы, и основания для этого минимальны. Да, в теории в романе идет время, меняются времена года и всё такое, но автор уделяет этому мало внимания. Крайне мало внимания.

Вообще любые события, происходящие в книге, воспринимаются чаще всего резко, потому что неспешное повествование тут есть только в пределах одного действующего лица и одной главы. Между двумя героями, между двумя событиями обязательно будет резкий рывок или скачок. Да и стиль у автора не из приятных и легких – длинные сложные предложения в сочетании с огромным количеством флэшбеков. Повествование «в прошлом» постоянно прерывается, чаще всего не на самом интересном месте, а на начале какой-либо истории. Да и вообще многие сюжетные линии, что не основные, а поменьше, были начаты и либо брошены, ибо очень неловко завершены просто ради факта завершённости (сюда любовную линию Стеллы стоит отнести).

Герои разочаровали больше всего. В романе нет практически ни одного главного персонажа (исключение – два парня Стеллы), которого нельзя было бы ни разу назвать «мерзким», «токсичным» или «отвратительным». Бабушка Стеллы имеет тяжелый характер и всю жизнь скорбит по умершему мужу (хотя знала, что тот ей в момент смерти изменял) и поэтому не обращает внимания на свою дочь. И ладно бы она просто о регулярных приемах пищи не заботилась, так она даже не знает, когда ее ребенок с температурой лежит в комнате. Мать Стеллы сбегает от такой жизни в жизнь «лучшую», то есть в объятья того самого бабника и алкоголика. При этом наплевав на собственную жизнь и на собственное образование. Сама Стелла ворует и бунтует, хотя именно ее характер меняется как ветер. То она солнышко и лапочка, объединяющая и мирящая бабушку и мать, примерный ребенок и просто золотко. То она обрезает волосы, ворует, надевает всё черное и объявляет себя ходячим памятником прародительнице рода. Это могло бы быть логично и драматично, но логичных предшествующих событий в романе нет. (хотя она прочитала исследование жизни Ребекки, где ее и стрелами шутки ради расстреливали, и камнями закидывали, и утопили по итогу, но и там ничего нового и абсолютно невероятного не было).

В итоге книга оставила меня разочарованной. Очень жаль, ведь я была готова к чему-то невероятному и искренне хотела, чтобы роман мне понравился.
6/10, роман на любителя.