Больше рецензий

17 января 2019 г. 17:35

2K

4.5 От произведений, написанных на морском материале, традиционно ждут приключенческой романтики. Ее нет. ©

Даже если вы не читали Конецкого, вы наверняка его знаете. Виктор Конецкий - автор сценария бессмертной комедии «Полосатый рейс » . А я и не знала... (да, я тот человек, который не читает титры и даже актёров знает преимущественно в лицо). К тому же, (и это должно было стоять во-первых) Виктор Конецкий был моряком - он плавал около 20 лет и прошёл путь до капитана дальнего плаванья. Понимаете, да? Рассказы Конецкого писались не с потолка, они реалистичны и самобытны, в них отсутствует тот напускной туман романтизма3 который авторы склонны приписывать морякам со времён Жюль Верна.

Это же подчёркивает и сам автор:

От произведений, написанных на морском материале, традиционно ждут приключенческой романтики. Ее нет. Флот – это производство; каждое судно -огромный двигающийся цех, в котором работают инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие, то есть мотористы и матросы. Эти люди любят море и свою профессию, но любят ее совсем иначе, нежели еще тридцать лет назад. Моряки стали производственниками в полном смысле этого достаточно неуклюжего слова. И пора настала не ожидать от морских книг развлекательного, приключенческого чтива.

Если быть честной, я, как бывалая любительница морских приключений, ожидала от этих рассказов именно того, чего в них не оказалось. В повести "Завтрашние заботы" меня напрягло обилие специфической терминологии. Из-за её краткости повесть оставила ощущение сумбурности. В ней мне не хватило сюжета. Тогда как персонажи не смогли оставить равнодушной. Молодой капитан - Глеб, которому приходится вновь отправиться в плаванье ради отца своего погибшего друга. Мать Глеба - воплощение всех матерей, остающихся на суше, вдали от своих детей, со своими страхами и надеждами. Механик, решивший дожить свой век на море… Проблем было затронуто очень много – от чувства долга до романтики, но всё как-то вскользь, скупо и коротко.

"Вчерашние заботы" я прочитала намного с большим удовольствием. То ли к стилю автора притерпелась, то ли объём оказался для меня боле комфортным. А возможно, сам Конецкий немного по-другому отнёсся к повести, в которой сам стал одним из героев. Хотя, у меня осталось чувство, что в большинстве своём морской юмор прошёл мимо меня. Уж очень он тонкий, не навязчивый, а местами даже серьёзный (не понятно, шутка это, или нет). Даже без юмора, повесть интересная, ведь даже самая бытовая деятельность корабельной жизни покажется нам, сухопутным, чем-то не обычным и увлекательным. Под конец, "за занавесом" даже стало грустно прощаться с командой "Державино".

Идеально мне подошли рассказы Петра Ниточкина. Вот на них я повеселилась. Возникло даже ощущение присутствия, будто дядя моряк сидит с тобой за одним столом и травит морские байки из своих приключений. Особенная любовь у меня возникла к рассказу о "психической несовместимости" - ярко, с юмором, задором и теми самыми ситуациями, от которых и плакать и смеяться хочется. Я эти истории про Жмурика с Барракудой и Саг-Сагайло с самим Ниточкиным надолго ещё запомню.

В конце добавлю, что я подошла к этой книге не совсем с правильным настроением и ожиданиями. Поэтому многие тонкости могли пройти мимо меня. Но через какое-то время я бы хотела вернуться к Конецкому и осмыслить его рассказы более зрелым взглядом. А пока пойду пересматривать "Полосатый рейс"...

ДП-2019. Январь. Бонусное задание. Команда "НеЛеди".