Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 января 2019 г. 10:09

3K

4 Основы пропаганды и масс-медиа

Когда и если тебе предоставляется возможность узнать что-то новое, всегда лучше воспользоваться ею. Во многом знании многие печали, но с другой стороны знание – сила и, как по мне, уж лучше быть печальным сильным и умным, чем глупым и слабым (тем более, что пребывание во втором состоянии веселья тоже не гарантирует). О немецком культурологе Вальтер Беньямине прежде даже и не слышала, но уважительный отзыв о нем человека, ко мнению которого прислушиваюсь, не оставил сомнений – нужно знакомиться. Может быть, и даже скорее всего, стоило выбрать для первого знакомства текст Беньямина с более выраженной художественной составляющей. Хотя бы его эссе о нежно любимом Кафке, но тема технической воспроизводимости произведений искусства показалась мне не менее интересной и, одолев для начала этот бастион, отчего позже не вернуться к менее сложным крепостям.

Не могу сказать, что эта работа открыла мне Америку в какой-то из областей. Скорее всего потому, что, как всякая культовая вещь (а это эссе написанное в 1936 году, знакомо всем, кто есть кто-то в сфере масс-медиа и политтехнологий), используется настолько интенсивно, что большинство его базовых постулатов успели стать общим местом. Очень небольшая по объему работа разбита на пятнадцать глав. Пройду по порядку, фиксируя мысли, которые возникали в процессе чтения (не столь глубокие, как у автора, но мне интересные).

I. Обзорная глава: на всем протяжении истории человечества произведения искусства копировались и тиражировались. Начиная от самых первых наскальных росписей и переходя к более насущным, утилитарным вещам, как посуда, узор ковра, вышивка на одежде. Стремление человечества к копированию и тиражированию сдерживалось единственно ограниченностью технических возможностей. В то же время любое изобретение, позволявшее делать множественные оттиски, горячо приветствовалось и скоро осваивалось: от гравюр и книгопечатания, до дагерротипов и фонографов, которые вошли в жизнь на рубеже позапрошлого-прошлого веков. В это же время технические средства тиражирования начали не только превращать в объект тиражирования все уже имеющиеся у человека произведения искусства, но и сумели занять ниши самостоятельных видов искусства, принципиально отличных от искусства в его традиционной форме.

Читая эту главу, я подумала, что стагнация в области предсказательных возможностей фантастики, на которую сетуют сейчас, не в последнюю очередь обусловлена технической возможностью синхронизации ритмов воображаемой жизни с теми, что существуют в реальности. По сути любой посыл фантастики, любая попытка заглянуть в будущее и увидеть более совершенное человечество – это ожидание встречи с жизнью, протекающей чуть быстрее и более интенсивно (с возможностью успевать за определенное количество времени получить больше ощущений, чем человек прошлого или настоящего). Однако после определенного предела картинка человека будущего, летящего на горных лыжах с горы, одновременно решая рабочие вопросы по всемирной сети, прихлебывая отлично сваренный кофе, наслаждаясь концертом Брамса и делая мимоходом, но отменно еще полдюжины дел: все это перестает быть манящим и вожделенным, превращаясь в свою противоположность – карикатурное.

II. Современные средства тиражирования, в отличии от прежних копий, позволяют воссоздать не один раз на всегда канонизированный вид произведения искусства, но десятки и сотни его вариантов при разном освещении, приближении, измененном ракурсе. Может приблизить оригинал к зрителю, может перенести оригинал в ситуацию, для него недоступную. Но, и здесь автор вводит понятие ауры, подлинное произведение искусства несет в себе не только свое «здесь и сейчас», но совокупность всех, устремленных к ней, энергий. Легкость и техническая доступность воспроизведения ведет к тому, что аура оказывается поколебленной, а понятие ценности размывается.

Тут я не могу согласиться. Возможно, восемьдесят лет назад казалось, что тиражирование убивает искусство, но такие аукционные монстры, как Сотби и Кристи и по сей день не прекратили существования, а цены на предметы искусства совершенно запредельные. С другой стороны, существует феномен Энди Уорхолла, сделавшего ширпотреб искусством. Жизнь предоставляет больше возможностей, чем мы и помыслить можем.

III. На протяжении истории меняется способ восприятия искусства. Ориентация реальности на массы и масс на реальность – процесс, влияние которого на мышление и восприятие безгранично.

IV. Уникальная ценность «подлинного» произведения искусства основывается на ритуале, в который оно впаяно. Когда мерило подлинности перестает работать, место ритуального основания занимает практическая – политическая деятельность.

V. Два возможных полюса в восприятии произведения искусства: первый на произведение, второй – на его экспозиционную ценность.

VI. С появлением фотографии и кинематографа экспозиционная ценность начинает теснить культовую.

VII. Кино не есть новая иероглифика или дефиниция молитвы, его уникальность, как вида искусства, в уникальной способности выражать волшебное, сверхъестественное, чудесное естественными средствами и с несравненной убедительностью.

VIII. Потенциальное отличие театра от кино в том, что в первом актер выносит свою интерпретацию роли непосредственно к зрителю, во втором – опосредованно через камеру и у кинозрителя, невольно занимающего позицию камеры, больше возможностей выносить экспертные суждения.

IX. Для кино важно, чтобы актер представлял не другого, но себя, мы идем смотреть не Гамлета, но Васю Пупкина, исполняющего Гамлета. Однако, - утверждает Беньямин, -Игра перед аппаратом в значительной мере лишает объект ауры.

Тут согласна лишь наполовину, заполонившие наш мир сэлфи, в самом деле не слишком богаты в плане ауры, но профессиональные актеры за прошедшие со времен написания работы время, поднаторели в передаче ауры и в лучших образцах мы таки видим Гамлета. Ах да, Мария Степанова в «Памяти памяти» активно разрабатывает идеи Вальтера Беньямина.

X. Доступность современных средств тиражирования привела к тому, что практически каждый зритель (читатель) может в какорй-то мере и в некоторых обстоятельствах ощутить себя творцом. Выступить с собственным посланием миру. В этих условиях квазивозможности выступают дополнительным инструментом околпачивания масс.

Умгум. Оля Бузова такая одна. Однако многие из нас, не помышляя о писательской карьере, получила возможность говорить на интересные темы не только сама с собой, но и с другими интересными людьми.

XI Киноверсия события предоставляет широкие возможности манипулировать реальностью, представляя ее зрителю в том виде, какой оптимален заказчику, но подсознанием даже совершенно постановочные псевдодокументальные вещи считываются как правдивые Посредством кино легче обманывать.

XII.Техническая воспроизводимость изменяет отношение масс к искусству, из наиболее консервативного оно превращается в некоторых областях в наиболее прогрессивное.

XIII. Создаваемое кино изображение поддается более точному и полному психологическому анализу, чем статичное изображение на картине. Раздвинув рамки реальности, кино открыло нам область визуально-бессознательного, подобно тому, как психоанализ открыл область инстинктивно-бессознательного.

XIV.С древнейших времен одной из задач искусства было порождение потребности, для полного удовлетворения которой время еще не пришло. Кино,в противоположность созерцательности, создает развлечение как разновидность социального поведения. Кино высвободило физическое шоковое воздействие из его обертки.

XV . Массы – это матрица, из которой всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерожденным.. Количество перешло в качество, очень значительное приращение массы участников привело к изменению способа участия.. Созерцательное отношение к восприятию сменилось расслабленно-наблюдательным, Кино апеллирует не к единицам, но к массам, вытесняя культовое значение искусства.

В Послесловии автор констатирует, что все усилия по эстетизации политики достигают высшей степени в одной точке. И этой точкой является война. Горькое предвидение, особенно учитывая, чем закончилась жизнь Вальтера Беньямина.

Anais-Anais , спасибо, Надь, если бы не ты, я не узнала бы этого.

Ветка комментариев


У меня нет опыта счастья как состояния и, думаю, не будет, и расположенности этой, конечно, нет тоже, но сейчас это осознанный факт, а в юности были некие "мечтания на тему", что "когда-нибудь в будущем...", это было состояние туманной апатии, где книги часто были этакими маячками света. И, вот смешно, но я больше любила "ясные и солнечные книги". "Замок" прочитала студенткой и было понимание, что текст значительный, но восприятие было как "это что-то без начала и конца, про жизнь , бессмысленную, как и моя, зачем мне про это читать?". Однако читать продолжала, эффект сродства сработал, были и "Превращение", и "Процесс", и дневники, и письма. А потом остановка надолго, лет на 10.

Никогда не думала, что книги могут вызвать депрессию, чего её вызывать, она и так всегда рядом, как и Кафка.


Не вызывают, конечно. Но триггером вполне могут послужить. Для меня трепетно любимы е Стругацкие всегда были фактором риска. И, как ни странно, дилогия Ильфа-Петрова - смеешься, а внутри такая невыносимая серость и муть поселяется: как жить?, зачем жить?


Я, наверное, просто туповатый в этом смысле человек. В реальной жизни столько триггеров, что никакая книга не сравнится, пускай там хоть что.
Но да, мне даже в детстве казалось, что финал у Ильфа-Петрова безумно грустный, потом стало понятнее, почему так "надо было", а потом пришло понимание, что даже если оставить мораль и идеологию в стороне, то все равно грустно. А Стругацких просто не люблю, может, не распробовала, или какая-то несовместимость.


Фантастика сильно не твоё, ты же сама не раз говорила. В этом, если серьёзно покопаться,, можно нарыть корни и соответствия. Вроде того : любящий фантастику нацелен в! будущее и подсознательно ждёт от него хорошего, а не любящий ничего хорошего от будущего не ждёт, а потому и гадать о нем не хочет, все одно будет хуже, чем есть, потому что все стремится к ухудшению. Типа того. Но прозрениями постфактум можно было бы замостить дорогу... куда угодно. А потому они ничего не стоят.

Просто не твоё)


Как бы и, да, "не моё", но я не без удовольствия читала Азимова, Брэдбери, Саймака, к примеру. Не то чтобы любимые авторы и буду сто раз перечитывать, но и отторжения не было. Из относительно недавнего очень понравилась "Ложная слепота" Уоттса, а это прямо фантастика-фантастика, твердая научная. А прочитала "Трудно быть Богом" (года два назад) и было полнейшее недоумение, почему этот роман считается гениальным. Как по мне, подростковое чтение "с моралью".


Насчёт Трудно быть богом согласна с тобой, но это просто, уровень абсолютного большинство читателей предполагает возможность понять ТББ и совершенно не рассчитан на Жука в муравейнике или Улитку на склоне. А любить Стругацких долгое время было престижно. Вот так и стало простое до примитива произведение самым народно любимым.

Правду говорить легко и приятно


Ложную слепоту надо прочитать, хорошо, что ты напомнила.


Будет интересно твой отзыв на Уоттса прочитать.

Спасибо, попробую "Жука..." или "Улитку...", вдруг, да и сложится. Вспомнила сейчас, что, например, не особенно любимый читателями "Отель "У погибшего альпиниста" мне понравился.


О, а мне страсть, как интересно будет твоё мнение о "взрослых" Стругацких


Отчитаюсь непременно, тем более, что меня неведомо как еще и на китайскую фантастику потянуло, так хвалят Лю Цысиня, что боюсь не устоять. И как-то совсем странно тянуться в Китай, не познакомившись с родной классикой.


Что касается Лю Цысиня, то первая половина первой книги бесподобно хороша, но потом начинается такое соплежуйство и переливание из пустого в порожнее..

Тоже интересно, как ты оценишь.

Из китайцев меня в прошлом году впечатлил Красный гаолян. Жёстко, мне кажется тебе могло бы пойти.


Мо Янь мне нравится, читала два романа и они очень разные. "Страна вина" - игра и постмодерн, а "Большая грудь, широкий зад" гораздо ближе к реализму, хоть и не он, конечно.

Я до кучи себе современных китайцев набрала, благо, "Гиперион" выпускает.


О, а Китайский массаж ты не читала? Не вспомню автора, с телефона искать неудобно, но после Гаоляна сильно хотелось почитать, тот же переводчик. Остановило то, что у нас не купишь, а заказывать, за пересылку отдашь втрое.


Нет, не добралась, но про роман слышала хорошее. У меня лежат сборник "Папапа" (там и повесть Мо Яня есть), "Проза писателей Гуандуна" и "Гора Тяньданьшэнь". Пишу и сама себя боюсь, когда всё это читать?!


)) Когда появится настроение.


Подозреваю, что большая часть моих книг - это т.н. "антибиблиотека".)


Ох, нет, это же в корне неверный подход. Слышала про такую штуку "материализация чувственных идей" Вот, подобными подозрениями ты себя программируешь. Хотя из тех книг, которые ты назвала, ни одна не вызвала у меня желания немедленно взяться и прочесть. Как-то я к великой китайской литературе с почтительным уважением и желанием держаться на почтительном расстоянии (большей частью).


Когда я слышу про "материализацию идей", "визуализацию", "энергетику" и пр., то готова за пистолет хвататься, это не из моего мира вещи. А про "антибиблиотеку" Талеб писал применительно к огромной библиотеке Умберто Эко и мысль была про то, что с расширением кругозора библиотека непременно расширяется и, это некая потенциальная возможность, поле для развития и выбора. Естественно, что до чего-то руки (глаза) не дойдут никогда, и это нормально.


Геббельс очередной раз перевернулся в гробу, пущай его покрутится, так ему и надо.
Поняла теперь, это о том, что до момента, когда ты определился с выбором, количество потенциальных возможностей почти безгранично (на деле же составляет две, максимум три достаточно близких друг другу альтернативы). А в момент определения уже самим фактом выбора, ты отсекаешь все возможности, кроме одной, на которую начинает работать комплекс действий по материализации чувственных идей, не всегда, вопреки массовому убеждению, заключающихся в произнесении тысячи и одного раза слова "халва",но очень часто в том, что подходишь к полке и берешь с нее определенную книгу))


Да нет, это не про безграничность, а проще гораздо. Вот, допустим, не знал человек, что есть вообще такой Кафка, а потом прочел, скажем, маленькую притчу на 2 абзаца и проникся, и захотел и "Процесс", и "Замок", и рассказы, и 10 монографий по творчество Кафки, и Талмуд, и труды талмудистов, и Фрейда, и Беньямина, и Шолема и прочее и прочее. Прочитает ли он всё это? Кто ж его знает, может и нет, за год редко кто больше 100-150 книг успевает, однако "антибиблиотека" расширилась всего-то от двух абзацев прочитанных.
Какой у кого "комплекс действий" работает вопрос, безусловно, дискуссионный и сразу про разное, начиная с генетики и нейрологии и заканчивая метафизикой, вряд ли мы тут сейчас Америку откроем, да еще и единую. Я всего-то хотела сказать о том, что слова о том, что "книгу писателя Пупкина я не прочитаю/прочитаю не скоро" никакого "программирования" не означают. Раз этот Пупкин на полке, значит, интерес к нему возник отчего-то. У него (и у меня) шанс есть. Случится завтра импульс, придет мысль, взаимосвязь с чем-то забрезжит, да хоть в книжном клубе решим читать, вот и будет Пупкин прочитан, а фраза про "не прочитаю" забудется напрочь.


Ох, как красиво излагаешь. Какая же ты умничка! Горжусь знакомством.
И идея для меня новая. не сталкивалась прежде с концепцией антибиблиотеки. С Умберто Эко у меня не сложилось. может быть ждала от "Маятника Фуко" слишком многого после фильма "Имя розы", а наткнулась на нечитаемую, по моим тогдашним понятиям, тоскливую муть. Надо бы почитать без юношеской предубежденности.


Мне просто повезло, что я за Эко взялась лет в 20, ничего о нем не зная, сокурсник прочитал "Имя Розы", сказал, что понравилось, дал мне и ... со мной случился первый опыт чтения постмодерниста. Очень спасает, когда нет никаких ожиданий (и опасений) и просто читаешь как читается.

(Соблазняет): А еще у Эко есть отличная, веселая и нескучная эссеистика. "Картонки Минервы" попробуй, они прелестные.


Все, уже соблазнила.