Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2019 г. 19:01

491

5

Насколько я помню, кто-то разбудил Герцена. С соответствующими последствиями. Между прочим, для всего, не только «бело-цивилизованного», но и разноцветно остального мира.
Память услужливо подсказывает, по аналогии, что кто-то разбудил «эго», «супер-эго» и «оно». На самом деле придумавший эти три понятия, не только кормящихся с их интерпретации, - человечество, он разбудил человечество.
Какой национальности было это лицо? Нет-нет, разумеется, не русской: эти сами долго спят, куда им роль будильника! Это они потом, когда проснутся, перевернут Вселенную, потрясут мир в поисках Вечной Правды, Доброты и Справедливости. Если не запьют по дороге и не сломаются от вековечной нужны и нищеты. Итак, роль «будильника» выпала на долю…на долю…ну, смелее! Ну, конечно!
Венский еврей разбудил других евреев-адептов, составивших внушительный корпус неофитов-интерпретаторов. Трое из них, по мнению авторов книжки, и составили авангард гуманистического психоанализа: Карен Хорни (даму пропускаем вперед), Эрик Эриксон и Эрих Фромм.
Кто бы спорил, что гуманистами были не только сыны и дщери Давидовы! Но конец XIX века – пора массовой, в том числе и интеллектуальной, эмансипации еврейского народа в лоне европейской цивилизации. И тут «поперло»! На благо, к слову, всего «остального» мира.
Тысячелетия проживания в гетто, на ролях социальных парий…это, я вам скажу, не хухры-мухры! Но важен итог: не «скурвились». Как могли стали учить выживанию других униженных и оскорбленных. Конечно, было и иначе, но сейчас – о самом главном. А потому – низкий поклон!
Карен Хорни. Возможно, для кого-то прозвучит неубедительно её интерпретация вечного мужского недоверия перед женщиной. Обратите внимание на масштаб: половина человечества и – вторая (ха-ха!) половина. Человечества! Согласитесь – масштаб впечатляет! Так вот, для меня её интерпретация – аксиома. Напомню: женщине не нужно «доказывать» собственную женственность перед мужчиной и актом любви, доказывать её всякий раз, каждый раз, снова и снова. А вот мужчине – нужно. Именно каждый раз, именно снова и снова. А особенно сейчас, когда венский доктор разбудил «оно» и общественные нравы изменились навсегда: удовлетворенность женщины стала главным доказательством мужественности мужчины. Все ли оказались готовыми? И я не только о мужчинах!
Хорни: «От ощущения неуверенности и неполноценности, из боязни, что не смогу сделать ничего первоклассного…я предпочитаю вообще не начинать что-либо делать и, вероятно, пытаюсь создать для себя особое положение таким подчеркнутым отказом».
Эрик Эриксон. «Мама, у меня что-то болит!» Фраза маленького человечка от поры, когда он в состоянии говорить до…здесь у каждого свой предел. Что же болит? Да всё, что угодно: нога, рука, сердце, душа! Эриксон попробовал помочь тем, что разгреб, насколько это в человеческих силах одиночки, смутные тревоги, тревожность, волнения по неясной причине, систематизировав то, о чем человечество догадывалось, разумеется, было время для догадок. Эриксон вывел экзистенциальные кризисы на протяжении всей жизни – отдельной-неповторимой для каждого и общей в своей человеческой сущности жизни-судьбы «Большого Человечества».
Эриксон: «Итак, существую великие взрослые. Они на самом деле повзрослели и считаются великими из-за того, что их чувство идентичности выходит далеко за пределы навязанных им ролей. Их видение открывает новые возможности и реалии, а их талант общения оживляет действительность».
Эрих Фромм. Долго-долго он был моим любимым автором-психоаналитиком. Прочтите об искусстве любви, о дилемме быть или иметь; прочтите о потребностях в установлении связей, преодоления себя, самоидентификации, укорененности, - прочтите! Сколько любви и веры в человека, сколько тревоги за него в системе, им же созданной! Фромму, наверное, как никому из психоаналитиков вообще и из интеллектуалов ХХ века удалось синтезировать гуманизм марксизма и индивидуальность судьбы каждого с позиций гуманизма. Он тоже стоял на плечах гигантов.
Фромм: «Для рыночной личности весь мир превращен в мир купли-продажи – не только вещи, но и сам человек, его физическая сила, ловкость, знания, умения, навыки, мнения, чувства и даже улыбка».

Комментарии


Вот не могу я спокойно пройти мимо и не попытаться сказать хотя бы пару слов об основателях гуманистического психоанализа. Ну, и без цитат тут никак не обойтись!

Карен Хорни (даму пропускаем вперед)

И это правильно!)))
Я прочитала все книги Карен Хорни, изданные на русском языке. Но её лучшую, финальную работу «Невроз и рост личности» 2 раза перечитывала. И вполне возможно, что вернусь к ней ещё.

«Сотворение идеального Собственного Я возможно только за счёт правды о себе, а его актуализация требует дальнейшего её искажения… Ударение смещается с "быть" на "казаться"»

«На самом деле наши мотивации редко бывают чистым золотом, чаще это сплав с металлами менее благородными, чем это представляется. И все-таки, если главное в сплаве золото, мы до какой-то черты можем называть его золотом»

«Дорога аналитической терапии стара и нахожена за века истории человечества. Словами Сократа и индийской философии, это путь к изменению через самопознание. Нов только метод самопознания, которым мы обязаны гению Фрейда»

«Наиболее значительная взаимосвязь – это связь между погоней за безграничным совершенством и властью и ненавистью к себе. Ещё в древности было понятно, что они неразделимы»

«Любая трудность становится в десять раз труднее, если относиться к ней как к несправедливости»

«Ни смирение не имеет ничего общего с женственностью, ни агрессивность с мужественностью. И то и другое – исключительно невротические феномены»

«Чувства - самая живая наша часть, и если они вынуждены подчиняться диктатуре, в глубине нашего существа возникает глубокая неуверенность, которая неизбежно уродует наше отношение ко всему внутри и вне нас»

«Существует бесконечное множество путей для того, чтобы не считаться с очевидным, которое не хочется видеть»

«Если мы являемся собою в достаточной степени для того, чтобы иметь спонтанные чувства, принимать собственные решения и нести за них ответственность, у нас есть ощущение внутренней цельности, и у него прочная основа»

«Вероятно, ничто не демонстрирует столь впечатляющим образом, насколько сильна бывает гордость, чем готовность ограничить свою жизнь до убожества»

Эрих Фромм. Долго-долго он был моим любимым автором-психоаналитиком.

Как Вы знаете, я тоже очень люблю Фромма. Его мудрость, гуманизм и человеколюбие не перестают удивлять. Будучи исключительно разносторонней личностью, он значительно расширил горизонты психологии.

«Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью»

«Большинство людей убеждено, что если их не принуждает открыто какая-либо внешняя сила, то их решения – это их собственные решения, и если они чего-то хотят, то это их собственные желания. Такое представление о себе – одна из величайших наших иллюзий. На самом деле значительная часть наших желаний фактически навязана нам со стороны»

«Прислушиваться к себе так трудно потому, что это искусство требует ещё одной способности, редко встречающейся у современного человека: умения оставаться наедине с собой»

«Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»

«Одинаково ошибочно думать, что неудавшиеся взаимоотношения можно легко разорвать и что эти взаимоотношения не должны прерываться ни при каких обстоятельствах»

«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность»

«Человек должен взять на себя ответственность за себя и принять тот факт, что придать смысл своей жизни он может только собственными силами»

«Человек не должен работать исключительно ради пропитания и тратить на это большую часть своей энергии»

«В результате продуктивного конфликта между добром и злом само зло становится источником добродетели»

«Нашей моральной проблемой является равнодушие человека к самому себе»