Больше рецензий

22 января 2019 г. 12:00

3K

4 Хикикомори эпохи декадентства

Известный французский писатель Барбе д'Оревильи так высказался по поводу романа "Наоборот" Жориса Карла Гюисманса: "После такой книги автору остается одно из двух — либо удавиться, либо уверовать. Гюисманс не удавился". Действительно ли роман - именно то, о чем сказал д'Оревильи? Думаю, больше да, чем нет.

Главная ошибка тех, кто брался за эту книгу и кого она впоследствии разочаровала, заключается в том, что они рассматривали ее не как отдельный литературный жанр. Читая "Наоборот", нужно всегда держать в голове, что это не роман, не повесть, не автобиография, не комедия - ничего из того, чем богата литература того времени. Здесь нет сюжета, нет развития персонажей, а обилие, казалось бы, ненужных деталей просто зашкаливает. Что же этого тогда такое?

Нельзя не согласиться с тем, что "Наоборот" очень тяжело читается (как и все книги Гюисманса), особенно когда автор на десятки страниц подряд начинает размышлять о вещах, которые мало интересны неподготовленному читателю. Мне, хоть творчество Гюисманса в целом нравится, тоже тяжело было пробираться сквозь эти дебри, из-за чего я понимаю придирки других к книге. Но я в корне не согласен с теми, кто считает это произведение глупым или неинтересным.

Главная ценность "Наоборот" - это описание психологического состояния человека, который обрел некий дар (или проклятье) - видеть, как гниет общество. Главный герой - образцовый декадент, который попытался разорвать свои связи с обществом, создав свой маленький мирок, который я бы сравнил в библейским ковчегом. Словно Ной, который собрал все ценное, что имел мир на тот момент в одном корабле, дез Эссент собрал в своей обители лучшие произведения искусства, книги и знания, которые, как ему казалось, общество не заслуживает. Попытавшись запереться ото всех со своими сокровищами, главный герой хотел получить истинное удовольствие от такой жизни - когда ты не имеешь никаких связей с обществом, которое умирает и пытается потянуть тебя за собой в бездну.

Конечно, подобный образ мышления и поведения воспринимается как асоциальный и в чем-то даже девиантный, а потому не может снискать положительной реакции со стороны читателя. Дез Эссент - достаточно неприятный тип, который совершил несколько плохих поступков, относящийся к людям не как к равным, но тем не менее он невероятный умный и проницательный человек, познавший общество и его пороки.

В этом, по-моему, главная прелесть книги - Гюисманс в ней рисует портрет человека, которого, как кажется, никогда не было и не будет, да и быть не должно в принципе. Дез Эссент - это не человек, это телесная оболочка духа времени, духа декадентства - то, что изрыгает из себя общество, которое, по мнению декадентов, разлагается. Создание такого образа - великолепный художественный прием писателя, разделяющего тревоги своего героя.

В конечном счете дез Эссент, как и сам Гюисманс (что мы видим в дальнейшем в его "католической" трилогии), предстает перед выбором, который емко обрисовал д'Оревильи: удавиться или уверовать. Впоследствии из поздних романов Гюисманса мы увидим, что "уверование" лично для него стало выходом, что в общем происходит и с дез Эссентом, который решает вернуться к начальной точке - снова переехать в Париж, где, видимо, герой попытается найти ответы на свои вопросы уже в области духовного знания.

Таким образом, "Наоборот" - ценный памятник декадентства, но и не меньше того - важнейшее литературное произведение эпохи, создание которого послужило стимулом для развития идей, которых придерживался Гюисманс. Сложность повествования, безусловно, стала главным фактором, почему роман не приобрел широкую популярность, но, на мой взгляд, книга заслуживает признания хотя бы потому, что представляет собой прекрасное художественное произведение, умное и глубокое, имеющее важное значение как для декадентства, так и для всей общественной мысли 19 и 20 веков.