Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

27 января 2019 г. 21:52

3K

4.5 То, чего не может быть...

Любителям неспешного, местами медитативного чтения посвящается....

В течение незначительного временного отрезка, а именно семнадцати лет, два писателя и поэта, чьи имена и литературное наследие неразрывно связаны с Португалией и ассоциируются с ней, жили в этом мире и в одной стране.
Спустя сорок девять лет здравствующий на тот момент Жозе Сарамаго посвятил свой роман давно почившему к тому времени, своему известному соотечественнику Фернанду Пессоа , а именно одному из его гетеронимов, коих у того было немало, Рикардо Рейсу, возвращающемуся спустя долгие шестнадцать лет, из Бразилии обратно в Португалию.

История, написанная известным и многими любимым португальцем, в которой с самого начала известно её окончание, следуемое из названия, тем не менее интересна именно этим обстоятельством, как и собственно отсутствие какой-бы то ни было динамики здесь становится дополнительным плюсом и своеобразным бонусом.
Да и возможна ли какая-либо динамика в условиях, когда почивший писатель встречается в этом миру с тем, кого создал при жизни и который должен был уйти вместе с ним ?
При этом все выглядит настолько логичным и достоверным, что становится своего рода той находкой, которая способна не просто украсить роман, но придать ту незабываемую и необходимую ноту, способную выделить его из череды множества и приблизить к соответствию формы и содержания. Тут настолько все продумано до последней мелочи, что читая, не возникает и тени сомнения в возможности существования подобного. Само появление, обстоятельства встреч и разлук, беседы, затрагивающие одинаково равно вопросы личного и мирового пространства, мироощущения и мироустройства, исчезновение и постепенное стирание граней между прошлым и будущим, продуманы до мелочей, одновременно эфемерны и чудесно реальны, способные увлечь и погрузить в своего рода транс, задуматься, соглашаться и спорить в зависимости от высказываемых мыслей. Но при этом абсолютно не навевают грусти, так как полны иронии и зиждутся на многовековом опыте, доступном перешагнувшим черту.

Незабываемая и интригующая "встреча" Творца и Творения происходит на фоне бурных событий международного и внутриполитического значения. Роман прекрасно иллюстрирует многие произошедшие в тот момент и имеющие далеко идущие последствия для Европы, да и для всего мира, события. Ситуация в Германии и исподволь нарастающая с каждым днем угроза, гражданская война в Испании, обстановка в самой Португалии и многое другое - все это оказываются звенья одной цепи, особенно, когда видишь это на расстоянии. Это тоже тот необходимый плюс романа, который с лихвой окупает отсутствие динамики и как такового сюжета. Хотя вроде - бы, есть главный герой, его отношения с женщинами и взаимодействие с миром и обществом, работа и быт. Но все это фон для главного, истории, которая вполне могла бы быть.

Книга полна изумительных находок, дарящих возможность полнее почувствовать драматичность складывающейся ситуации в Европе и в отдельно взятой стране, являющейся собственно её частью, выйти за пределы привычного и почувствовать прелесть новизны и возможность кажущегося невозможным. Эти находки разбросаны по страницам и не дают заскучать в потоке своеобразного стиля автора, к которому нужно привыкнуть, а возможно, просто расслабиться и постараться получить удовольствие от того, чего кажется, не может быть.

P. S. Для любителей аудиокниг есть прекрасная начитка в исполнении мэтра Вячеслава Герасимова. Его теплый голос и мягкие интонации как нельзя лучше подходят к тексту романа и описываемому в нем.

Собери их всех. Квест №45
Мир аудиокниг. Царь горы

Алена Encinesnowy , спасибо за отличный совет))

Комментарии


Вот уж не думала, что ты так быстро доберешься до этой книги!) Рада, что роман понравился, потому что вариантов взаимоотношений с Сарамаго масса) У него здесь действительно отлично получилось изобразить пограничность сна и реальности. Лучше, чем Пессоа это состояние не описать:

Я существую - это ложь, пожалуй. Я пробуждаюсь - это тоже бред.

Ну какие-то чудеса просто....)) то ни один не удалялся, то сразу оба коммента удалились...(
Все удачно совпало и аннотация вкупе с рекомендацией заинтриговали)

вариантов взаимоотношений с Сарамаго масса

дадада) например, его «Слепота» Жозе Сарамаго не впечатлила настолько, чтоб продолжить знакомство, а эта книга как раз тот самый мостик к продолжению.


у меня сто раз такое было)) так что прекрасно понимаю))

Так и у меня по тому же сценарию) я говорила уже как-то, что читала "Воспоминания о монастыре" с таким скрипом, что в страшном сне не могла представить, что буду у Сарамаго еще что-то читать) а в итоге влюбилась в "Год смерти РР") теперь у меня на очереди "История осады Лиссабона")


))
Ладно я все комменты решила раскрыть в реце, а то так бы и прибывала в неведении, почему ты не отвечаешь))
Вот все-таки как важно начать с нужной книги или продолжить ею, да ?)
А я еще не выбрала, что хочу следующее)


И я бы тоже куковала в ожидании твоего ответа))
Конечно) Мы, наверное, столько хороших книг не прочитали именно по этой причине)
У меня эта книжка в бумажном варианте, так что мой выбор сопит на полочке - ждет, когда до нее дойду)


ждали бы друг друга называется))
а у меня от аудио зависит выбор дальнейший пока)


ага))
тоже непростое дело)


))
на поверку оказалось три книги на дальнейшее: Двойник, Каин и Книга имен)


Тогда жду очередной вердикт Сарамаго)


Это на дальнюю перспективу) скорее Пелевин будет или Улицкая, или Памук)


Да я с "Осадой Лиссабона", вероятно, тоже на дальнюю перспективу) я пока на мемуарах и отхожу от прочитанного)


А что именно читаешь ?)


Твое посвящение чем то эпитафию напоминает))
Чувствую, придется мне всего Сарамаго читать.


все возможно))
вот теперь и я выбираю себе что-то еще у него) благо и твоя не так давно рецензия подталкивала к этому)
а если вкратце: что прежде всего тебе импонирует в его книгах и много ли ты прочла у него ?


Прочла целых две книги)
Сильно вкратце - нравится как он пишет, спокойно и откровенно)


Слепота и Плот ? Или Двойник ? А какая на очереди ?


Слепота и Плот.
Точно решит игра) Мне кажется, у него любую можно брать.


Наверное) но я еще не выбирала дальше


Из каких выбираешь?


прежде всего из того, что есть в аудио и кто читает)
Двойник
Каин
Книга имен


Естественно, аудио в приоритете)


и как мы раньше без него жили ?))


уже плохо помню)))


и я)))


С какого романа лучше начинать знакомство с автором? Ну, и так что бы Португалия тоже присутствовала.


Наташа, к сожалению не могу дать достойного ответа( у самой это вторая книга автора и если выбирать между ей и «Слепота» Жозе Сарамаго , то однозначно этот роман. Где, кстати, и Португалия важная часть всего происходящего


Хм. Давно смотрю на нее, но отталкивает привет Камю и его Чуме, которая мне не зашла. Я ошибаюсь, может? Может, нет никакой Чумы?


Смотрите на эту или Слепоту ?) Опять-же мне трудно сравнить, так как Чуму не читала...
Может, стоит попробовать именно эту книгу ? ( мне кажется, вы должны оценить))


Эх. Я про Слепоту. Может, и попробую эту.


мне кажется, Слепота гораздо слабее( но у каждого свой взгляд)


Вот. То что слабее не хочу точно. Покрепче хочется. Беру на прицел эту)


и отлично)


А меня что-то эти пограничные состояния отпугивают ((


Они тут воспринимаются обыденностью, хотяи не уверена, что тебе "зайдет"(


Вот я тоже не уверена ...


Ну что поделать..)


Один из самых моих любимых романов и у Сарамаго и вообще. Захотелось всё отложить и перечитать.