Больше рецензий

11 февраля 2019 г. 13:09

2K

4.5 Добродетель, глупость или гордыня?

Не исключаю, что все три разом...

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что вопрос добродетели в творчестве де Сада стоит на первом месте. Да, есть либертарианство, атеизм, общие вопросы морали, порока и т. п., но именно добродетель чаще всего оказывается под скальпелем хирурга де Сада.

Маркиза де Ганж - образец десадовской добродетели, которую он одновременно любит и презирает. Она не способна на ложь, измену, заговоры, умеет прощать и быть доброй даже с врагом. Вместе с тем она горда и сильна духом, хоть часто мы видим ее слезы и истерики. Ее сила - атрибут бесспорный, доказательства чему можно наблюдать в конце книги, где она умудряется пережить то, на что обычному человеку вряд ли хватит здоровья.

Тем не менее поступки маркизы, ее реакция на происходящее вокруг ничем иным как глупостью назвать очень сложно. "Да расскажи ты уже все мужу, матери, черт тебя возьми, чего ты это терпишь? Почему ты такая глупая?" - думал я всю книгу. И именно этой реакции и ждал от нас де Сад.

Дело в том, что новелла эта написана немного не в свойственной де Саду манере. Здесь он предстает перед читателями как защитник добродетели и голос правды, потому что постоянно высказывает сочувствие своей героине, просит нас понять ее поступки и мотивы. Но, зная его взгляды относительно добродетели, можно предположить, что преследует он цель совсем противоположную - убедить читателя, что добродетель не просто обречена на поражение в схватке с пороком, но и то, что она тоже отчасти порок.

По де Саду, высшая добродетель - это отражение гордыни человека. В попытках помочь другим, считает писатель, человек не может не начать кичиться этим, мол, посмотрите, какой я добродетельный, что занимаюсь добрыми делами. Маркиза де Ганж, как мне показалось, не лишена гордыни также. Хотя она и отрицает гордыню, ее поступки (прощение ее истязателей и убийц) говорят о том, что в надежде быть добродетельной до самой смерти и тем самым попасть в рай она ставит себя выше других. Так и получается, что маркиза диктовала все свои действия и бездействия лишь тем, чтобы угодить тому, кто заправляет небесными делами.

Парадокс "чем больше добра другим, тем больше зла себе" - классика де Сада. На примере злоключений маркизы де Ганж он в очередной раз показал не только гибель добродетели, но и ее глупость (очевидную для всех неспособность сосуществовать с пороком) и гордыню. На мой взгляд, подобный прием - гениальный ход писателя, который этой новеллой попытался поиграть с читателем, представ перед ним как заступник морали, нравственности и служения богу. Но на самом деле мы все прекрасно знаем, что он не таков, а потому и подходить к оценке этого произведения лучше всего, понимая, что автор его далеко не разделяет поведение своей героини.