Больше рецензий

19 февраля 2019 г. 00:12

1K

4

Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.