Больше рецензий

10 марта 2019 г. 17:25

322

4 Времена не выбирают, в них живут и умирают.

В центре внимания сборника Маргариты Хемлин «Про Иону» всегда человек. Чаще всего это человек еврейской национальности, мужчина или женщина, еще вероятнее всего человек тот оказывается в конце своей жизни или книга описывает путь этого человека от детства и юности до поры, когда нужно подводить некие итоги. И почему-то итоги эти чаще всего оказываются совсем неутешительными. И тогда встаёт закономерный вопрос: или это таких героев специально выбирает автор, неудачников, глубоко несчастных людей, потерянных и во времени и в пространстве или это сам бурный XX век с его революциями, погромами, эмиграциями, репрессиями, мировыми войнами и последующим восстановлением хозяйства заставляет людей чувствовать себя лишними, проживать свои жизни не так, как хотелось бы, а просто потому что надо жить.
Я сама склоняюсь ко второму варианту. В Советском Союзе практически не было семьи, чью судьбу не искалечила вторая мировая война. Но особо страшно война проехалась по евреям, не зря же этот период называют катастрофой европейского еврейства. Политика немецких оккупантов на захваченных территориях по отношению к евреям была жестко нацелена на полное их уничтожение, поэтому те евреи, кто не уехал вовремя в эвакуацию, не ушёл на фронт или в партизаны, все практически погибли. До 1917 года в царской России существовало такое понятие как «черта оседлости» - это были те регионы, где большинству евреев разрешалось жить. Большинство этих регионов как раз располагалось на территории нынешней Украины. Хотя в 1917 черта оседлости была официально отменена, многие евреи продолжали жить там, где жили раньше. И именно эти территории оказались под фашисткой оккупацией. Если бы черта оседлости располагалась где-нибудь за Уралом, такой жуткой трагедии вероятно не случилось бы.
Кроме этого всего, евреи в СССР активно участвовали в политической жизни, вступали в партию, занимали высокие посты и многие попали под колесо репрессий в 30х годах, особенно их коснулся год 37, когда система начала пожирать саму себя. После окончания второй мировой войны оставшиеся евреи тоже не знали покоя. Как Сталин уже высылал с насиженных мест немцев Поволжья, крымских татар и не только, так евреи ждали со дня на день высылки, а то и чего похуже. Сталин умер, высылка не случилась.
В 1948 году было провозглашено создание Государства Израиль. Среди советских евреев стали усиливаться сионистские настроения, люди настрадались и хотели уехать, чтобы начать новую жизнь. Но такой выезд не всегда получалось осуществить, людей объявляли «безродными космополитами» и обвиняли в нелояльности к советскому государству. Массово евреи стали уезжать из СССР к концу его существования.
На фоне таких бурных исторических событий один человек кажется былинкой, песчинкой и требовать особого героизма и высоких моральных качеств является лицемерием. Человек, живущий в благополучные, изобильные времена, никогда не сможет оценить мужество человека живущего во времена войн и катастроф. Иногда героизм и мужество как раз в том, чтобы просто выжить. Афоризм Ницше: То, что нас не убивает, делает сильнее я бы оспорила. Делает не сильнее, а хитрее, беспринципнее, злее и выносливее, а еще безразличнее и к самому себе, и к другим.
Главная героиня романа «Клоцвог» - Майя Абрамовна. А девичья фамилия ее Клоцвог как раз и является названием романа. Кому-то Майя покажется хитрой расчетливой стервой, которая меняет одного мужчину за другим, всё удачнее и удачнее устраиваясь в жизни. Но особенность всех героев Маргариты Хемлин в том, что автор мало следит за глубинными причинами поступков своих героев, она больше описывает их судьбы, поступки и мгновенные порывы. Мы, читатели, можем только догадываться, А ПОЧЕМУ ВСЁ ТАК? Я вижу, что такая неудовлетворенность, вечный поиск чего-то надёжного и стабильного в жизни могут происходить из нищего стеснённого детства, трудных отношений с матерью, каких-то других неизвестных нам причин. Героиня постоянно повторяет: Но дело не в этом. И хочется спросить, а знает ли она сама, в чем тут дело или это всё для красного словца сказано? Кто-то может сказать, что Майя Абрамовна плохая мать, особенно для старшего сына Миши. Но тут можно возразить, что и дети ей дотастались очень не подарок. Обычно, даже пережив обиды в детстве, во взрослом возрасте ничинаешь понимать своих родителей, четче видишь мотивы их поступков, прощаешь и ищешь с ними контакта уже на уровне своего нового понимания. А дети Майи Абрамовны, и Миша, и Эллочка не хотят никакого общения с матерью даже во взрослом возрасте. Как и сама Майя подспудно во всем винит свою маму. Какое-то семейное упрямство и нарушение единства поколений.
Чем-то похож на Майю Клоцвог и герой повести «Про Иону» - Иона Ибшман. Его девиз — жизнь трудная, но надо жить. Он тоже будто не сам строит свою жизнь, а похож на растение перекати-поле, куда ветер подует, там и Иона. Вроде бы герой войны, танкист, но вся его смелость осталась явно на тех фронтах. Ни в личной жизни, ни в профессии он ничего не выбирает, а тут еще примешивается национальное самоопределение. Чтобы жениться на понравившейся девушке из сильно религиозной семьи нужно быть обрезанным. Чего Иона почему-то ни в какую не хочет. Почему? Об этом в книге ничего не написано, а выглядит Иона бессмысленным упрямцем. Но если причины не показаны явно, то же совсем не значит, что их нет. Всё в стиле Маргариты Хемлин — додумывайте сами, дорогие читатели.
Герои других повестей и рассказов тоже похожи одиночеством, надломом, пустотой и внутри и снаружи. Очень интересен Иосиф Маркович Черняк из повести «Про Иосифа». Этот человек заполняет пустоту предметами и знаниями. Он коллекционирует старинные еврейские вещи, книи, изучает иврит. Окружающие видят в нем тихого местного дурачка, но, возможно, обращение к корням может восстановить утраченное и дать силы жить новым поколениям. На это намекает и особая плодовитость Иосифа — у него пятеро детей.
Человек как дерево, если его поливает дождь, почва плодородная, мягкая, климат хороший, то вырастет это дерево большим, крепким и будет живо много лет. А если его постоянно подрезать, мешать расти, ограничивать, то вырастет бонсаи, может и красивое украшение чьего-то дома, но всё же урод в мире деревьев. Если зеркало разбить на мелкие осколки, то каждый осколок уже не помнит, что был некогда большим зеркалом.
Так и человек… То что нас не убивает, эх, лучше бы убило...
картинка SorniNai