Больше рецензий

14 марта 2019 г. 11:06

831

3 Если Вы любите драгоценности, то Вам сюда!

Ох, эта многострадальная книга! Столько ожиданий с ней связано. И такое разочарование! Несчастные 400 страниц я цедила чуть ли не месяц через сонные зевки, то и дело отвлекаясь на другие книги. Дело в том, что я уже читала до этого мемуары балерин, а именно «Ранние воспоминания» Брониславы Нижинской и «Анна Павлова» (воспоминания артистов) . Было с чем сравнивать!

Я ожидала, что мемуары Кшесинской написаны в том же ключе, что у Нижинской и Павловой, то есть в них будет много информации об устройстве театра, занятий, рассуждений о танце и его пути, рассуждений о судьбе танцовщицы. Но нет! Там, где у Нижинской содержится множество наблюдений и бытовых мелочей, у Кшесинской одни общие фразы, максимум - абзац. Если автобиография Павловой меня в свое время вдохновила танцевать, не опускать руки, а тренироваться, то воспоминания Кшесинской только отнимали силы и вызывали дремотное состояние. А ещё иногда я закатывала глаза, боясь однажды закатить их слишком далеко. Я серьёзно! А как ещё можно читать упоминания бесконечных приёмов, ужинов, встреч с друзьями, которые дарили ей ценные подарки (об этом в книге явно больше информации, чем о быте балерин конца 19 века)? Складывается впечатление, что Матильда всерьёз полагала, будто эти нудные перечисления подношений будет интересно читать её потомкам.

Мой бенефис состоялся 21 февраля. Я получила от публики громадную хрустальную вазу для крюшона в массивной серебряной оправе работы Фаберже с такой же массивной ложкой и в тот же вечер за ужином разливала ею всем крюшон.

Все ее окружение балерина никак не характеризует. Вместо этого она прописывает титулы - князь, Великий князь, Наследник, Императрица и т.д. Где же живые наблюдения? Там, где не было титулов, Кшесинская пишет: "Мы всегда были в хороших отношениях " или "мы дружили" или "она много на меня наговаривала". Вот, например, цитата:

Меня глубоко трогало доброе и всегда дружеское ко мне отношение графини Витте...

Никаких характеров, люди просто делятся на друзей и приятелей и недругов, завистников. Вот такой у нее был плоский мир. Зато о драгоценностях - миллион подробностей!

У меня была масса мелких вещиц от Фаберже: была огромная коллекция чудных искусственных цветов из драгоценных камней и среди них золотая елочка с мелкими бриллиантами на веточках, как будто льдинками, было много мелких эмалевых вещиц, чудный розовый слон и масса золотых чарок.

Весь стол к обеду был украшен ландышами, был поставлен подарок москвичей «сюрту-де-табль», серебряная ваза, наполненная ландышами. Сервированы были мои чудные золоченые десертные тарелки и золоченый десертный сервиз, ножи, вилки и ложки – копия с модели Екатерининских времен, хранившейся в Эрмитаже, подарок Андрея.

А ещё кажется, что Кшесинская вообще не занималась танцем регулярно! Только иногда, в промежутке между застольями, встречами, картами и путешествиями. Действительно, в книге либо перечисляются ее балеты с припиской "этот балет не представлял из себя ничего особенного" или "я в этом балете была хороша". Но вот немного про выступления, что я смогла найти:

...всегда волновалась перед спектаклем. Это волнение продолжалось и тогда, когда я стояла за кулисами перед выходом: я боялась потерять ту славу, которую заслужила своей долголетней службой. Но едва раздавались первые звуки моей музыки, я, радостная, выходила на сцену, делая вызов публике, и была снова бесконечно счастлива.

На мой взгляд, самые интересные главы ее мемуаров посвящены скитаниям во время гражданской войны и эмиграции. Вот, где живые эмоции спрятаны! Страшные, зато интересные. А не эти бесконечные тухлые посиделки с картишками и вином. Можно прочитать вообще только эти главы, но тогда не будет такого контраста восприятия между "жизнью до" и "жизнью после" революции.
Я бы книгу не рекомендовала танцовщицам, больше историкам или любителям украшений. Для них тут гора информации!

Рецензия написана в рамках игры Нон-фикшн 2019 и Книжного вызова 2019.