Больше рецензий

28 марта 2019 г. 21:24

471

2 Культурка Миски-нигилистки

Избытком мысли поразить нельзя — так удивите недостатком связи!
О чем была эта книга? О судьбе женщины, о ее метаморфозах на жизненном пути, о личности бога, о мистическом самоубийстве, о жизни в разных городах?.. Если честно, я так и не понял. Это была жуткая, непонятно к кому обращённая каша из мыслей.

Тетки как основа бытия
Книга написана женщиной, о женщинах, для женщин. Всем остальным читать противопоказано. Не только мужчинам – девочкам, девушкам, бабушкам. Только женщинам можно. Почему? Потому что ничего интересного кроме женских характеров, различных, красивых, неоднозначных, там нет.
Главная героиня, Анна, пресна, немотивирована, безэмоциональна, но при этом весьма притягательна. В ней есть определенный шарм, в нее веришь - такую Анну можно без труда встретить на улице.
Четыре другие героини - тоже хороши, их образы проработаны, а характеры отличны друг от друга. Их взаимодействие с Анной занимательно, следить за ним приятно. Пока они не увлекаются болтологией, не заглядывают в красные тетрадки и не отдаются водочному трепу.
Мужских образов просто нет. Все же, кто есть - глубокие забулдыги, лишенные продыху в своих отношениях с зелёным змием. И если первое время это нравится, потому что похоже на реальность, то к концу надоедает – реальность, все же, не так однородна, как ее показывает Москвитина.

В начале было слово
Что-то, а язык мне показался прекрасным. Наверно, это единственное достоинство книги, не имеющее 'но' - образный, чеканный, хлесткий. Обороты метки, сравнения ярки.

Не дай нам Бог иметь дело со скучающим чёртом
А вот сюжета книга лишена напрочь.
То есть, номинально он есть - героиня скитается от одной загадочной тетки к другой, попутно выясняя детали их, теткиного, прошлого. А фактически его нет. Следить за ним неинтересно, загадка 'кто убил Лилечку' разрешается ещё в первой части, а все остальные перемещения героини словно призваны стать основой для пространных рассуждений о боге / политике / тетках.
К развязке никакой героиня не приходит, ничего в ее жизни не меняется, в жизни читателя - тоже. Просто зарисовки.

Когда гаснет свет и освещается сцена, тебя нет, ты ещё не родился или уже умер
Читателю в этой "женской прозе" места нет. Читатель призван быть просто иглой в граммофоне, слушать старую, заевшую пластинку. О том, что на Руси всегда жилось плохо, что все пили и будут пить, что справедливости нет, что нужна любовь и не надо власти, что бог мертв - и так далее. Все это видели уже, никого таким отношением и таким ядом не удивишь, сколько можно-то. Первые три таких двадцатистраничных опуса читаешь. Из вежливости. Потом пролистываешь.
Почему пролистываешь?
Потому что в них нет накала. Это просто эссе, сборник мыслей вокруг заданной темы. Художественности найдено не было. Столкновения позиций найдено не было. Драмы найдено не было.
Зато была найдена точка зрения, на которую кто-то из героев постоянно усаживался.

Словом, общее впечатление книжка произвела крайне слабое. Потраченное на нее время откровенно жалко.

---
Долгая прогулка 2019.
Основное задание. Март.
Команда "Это был хороший план..."