Больше рецензий

6 апреля 2019 г. 17:12

501

5 Как же хочется повзрослеть!

Для меня Стоппард - постмодернист. Он берет хрестоматийные сюжеты и персонажей и поворачивает их неожиданной стороной! Приятно, что в «Береге утопии» сюжет определила ленинская фраза про декабристов, которые разбудили Герцена, а тот в свою очередь... Ой, кого только не разбудил «Колокол»!
Фирменные стоппардовские фишечки вроде смешения драматизма и пародии, лиризма и сарказма делают известную каждому русскому историю становления революционной борьбы в России 19 в. более человечной и понятной. И вот фигуры мыслителей и борцов обретают плоть и приближаются к нам, сегодняшним. Мне кажется, выходец из славянской страны, ставший впоследствии полноправным англичанином, очень хорошо передал и славянский психотип, и рассказал о духовной несвободе, которая характеризовала жизнь в России 19 в. А потом определяла атмосферу в стране, ради создания которой так неистово звенел «Колокол». Да и сейчас какие-то вещи кажутся очень актуальными.
В одном эпизоде Герцен, уже немало времени проживший в свободных Франции и Англии, искренне недоумевает, почему не закрыли газету «Тайм», раскритиковавшую высказывания принца - мужа королевы Виктории. Ведь в России литературный журнал закрывали за критическую рецензию на спектакль, понравившийся царской семье.
Читаешь такое и понимаешь, очень хорошо понимаешь недоумение Герцена - хотя прошло 150 лет.
После этой трилогии хочется прочитать и «Былое и думы» Герцена, и биографии других персонажей Стоппапда - наших мыслителей и писателей. И, конечно, трудно не согласиться с Герценом, в пьесе Стоппарда размышляющем об утопиях и цене их создания: «такой страны нет, потому она и зовется утопией. Так что пока мы не перестанем убивать на пути к ней, мы никогда не повзрослеем». Как же хочется повзрослеть!