Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2019 г. 16:04

6K

4 Психологическая терапия от миллиардерши

Эта книга обязательна для изучающих мифологию. Нет, не потому, что Роулинг насытила свое творение множеством элементов кельтских мифов, их лучше изучать в первоисточниках. "Гарри Поттер" интересен именно как факт взрывного рождения нового мифа - мифа о Гарри Поттере и Хогвартсе.

Обращали ли вы внимание на то, что есть некоторая разница между литературным героем и героем мифа? Литературный герой так и остается всего лишь образом, частью той книги, в которой его прописал автор-создатель. Мифический герой выходит за рамки произведения и начинает жить своей собственной жизнью. Это относится к полноценным мифическим героям - Одиссею, Гильгамешу, Ною, Одину, королю Артуру и прочим, которые становятся частью истории человечества. Это относится и к тем литературным героям, которые обрели статус мифического - Фауст, Дон Жуан, Дон Кихот, д'Артаньян, теперь вот и Гарри Поттер, они становятся настолько зримыми, что даже понимая, что они порождение человеческой фантазии, человек воспринимает их как некую реальность.

Конечно, Гарри Поттеру помогли. Издатели сразу почувствовали, какое сокровище попало им в руки, и провели очень внушительную рекламную кампанию. Вложения оправдались очень быстро и поток дивидендов превзошел все возможные ожидания, когда к делу подключились кинематографисты. В результате Джоан Роулинг стала первым в мире писателем-миллиардером, и это тоже существенная часть мифа о Гарри Поттере - настоящие удачные свежеиспеченные мифы стоят очень дорого.

Потом было разрастание инфраструктуры, связанной с книгой - кафе, рестораны, магазины, компьютерные игры и прочее. Потом были судебные процессы, например, признание плагиатом пародийных .книг нашего Емца о Тане Гроттер и запрет на их издание в ряде стран. Миф действительно обрел самостоятельную жизнь, став к тому же солидным работодателем, а, следовательно, стал существенной частью истории землян.

Но что же послужило причиной такого мощного взрыва, ведь, на ровном месте, как известно, и прыщик не вскочит.

Главные потребители Гарри Поттера - подростки и молодые люди, еще не полностью адаптировавшиеся в социуме и не утратившие некоторые черты инфантилизма. Именно эта категория ставит эпос о Поттере выше любой другой литературы, и за счет своего преобладания в сетевых ресурсах, обеспечивают книгам о нем самые высокие рейтинги.

Думаю, успех Гарри в большой степени обусловлен тем, что его появление совпало с рождением другой доминанты современного общества - Интернета. Каждое следующее поколение резко отличается от предыдущего, тому способствует целый ряд факторов, но вечная проблема отцов и детей очень зримо подчеркивает реальное отличие поколений.

Поколение, которое росло в тесном контакте с Интернетом было уже совсем иным. Но прогресс движется так быстро, что буквально за какие-то пять лет классический интернет стал выглядеть анахронизмом на фоне новых сетевых ресурсов. У огромной доли подростков и молодежи интеллектуальная жизнь переместилась почти целиком в этот сектор. Понаблюдайте за ними в общественном транспорте, почти все они сидят, погрузившись в свои смартфоны, пальцы летают по клавиатуре, по лицам можно проследить гамму меняющихся эмоций. Они погружены в иную реальность, не замечая, робко заявляющего о своем существовании, реального мира.

А все это способствует определенной аутизации. И такой молодой человек или девушка с радостью цепляются за образ невзрачного очкастого юного волшебника, потому что они видят в нем себя. Каждый надеется, что он в чем-то особенный и уникальный, в чем-то выше других. И вот им предлагается такой близкий их пониманию миф, такой близкий им герой - включается отождествление и фрустрация по полной программе.

И переживая приключения Гарри, следя за решением его проблем, читатели переживают свои собственные проблемы, преодолевают свои собственные комплексы, Гарри дарит им веру, что они тоже что-то могут в этом мире, он дарит им надежду на чудо. И они ищут вокруг своих Дамблдоров, обдумывают способы мести своим Волан-де-Мортам, сокрушаются, что рядом нет своего Рона или Гермионы.

Каждый восторженный читатель Гарри Поттера отождествляет себя с главным героем и предельно благодарен демиургу-миллиардеру за такую существенную терапию.

Так что не очень верьте рейтингам книг о Поттере. Тут мы имеем дело со своеобразной аналогией эффекта Допплера. Нет, книги эти хорошие, интересные, но... не шедевры в полном смысле этого слова. И, если первая книга, на которую я пишу эту рецензию, по крайней мере, отличается определенной оригинальностью, то следующие части серии уже страдают и предсказуемостью и однообразием, но повторный прием дозы настолько важен для потребителя, что количество попирает качество.

Комментарии


По-моему, в серии всегда только первая книга будет оригинальной, во всех последующих речь может идти только о развитии предложенного ранее сюжета. То есть огорошить получится лишь в уже заданных рамках. И на мой взгляд, данный автор прекрасно с этим справляется.
А насчёт каждого восторженного читателя, представляющего себя Гарри Поттером... Ну вот нет, со мной такого точно не было :)) Ни Поттером, ни кем-либо ещё в этой истории.
Дети сейчас, кстати, всё меньше интересуются ГП. Мода на героев быстро меняется.


Сюжет в продолжениях может развиваться по разному, возьмите того же Пратчетта. У Роулинг же присутствует повторяющаяся цикличность, а не развитие.
Насчет каждого, спорить не стану, но подавляющее большинство точно :)
А те, что прямо сейчас дети - это уже другое поколение, да я же писал в рецензии об этом...


Так это однообразие раз из-за заданных рамок, которых тут довольно много. Дети учатся в школе, из года в год. Добро в сказках (в каждой отдельной истории) должно побеждать. Самый главный злодей один, и по всем законам физики одолеть его можно только в самом конце. В этих границах сюжет и мечется. Но мечется, повторюсь, на мой взгляд, неплохо :)
Да я и не спорю, это просто мысли вслух, навеянные вашими размышлениями :) Вспомнились мои бывшие ученики, многие из которых вообще про Гарри Поттера не слышали.


Все доводы, приведенные Вами, очевидны и неоспоримы, но они как раз очень убедительно доказывают превалирование количественной составляющей такой литературы над качественной. Я не буду настаивать, что в таком случае будет рождаться исключительно бездарный текст, возможно он будет довольно высокого качества, но сам принцип порождает вторичность и от этого никуда не деться.


В принципе согласна, но мне кажется, всё-таки стоит отделять цикличность и повторения в детской литературе и во взрослой. Если в первом случае эти качества практически всегда есть, потому что они там психологически необходимы и оправданы особенностями восприятия адресата, то во втором - их наличие как раз может указывать на неоригинальность автора и как следствие на не очень хорошее качество текста. Если же при этом смотреть на серии, то здесь соотношение количества и качества обусловлено исключительно талантами автора. Все мы знаем пару-тройку таких писателей, которые не в состоянии держать планку и всё время удивлять в линейном продукте, при этом не желающих остановиться и продолжающих штамповать свои однотипные книги.


В детской тоже можно не повторяться, возьмем Носова с его Незнайкой.
А в плане тех, кто роняет планку, мое горькое разочарование Сьюзен Коллинз с её Сойкой. Там, кстати, тоже главный враг автора - цикличность. Но соотношение качества между первой и третей книгами 10:1. Так что в сравнении с Коллинз Роулинг достойна всяческого уважения :)


Люблю и Носова, и его Незнайку. А что вы имеете в виду? Там ведь тоже сплошные повторения. Везде Незнайка что-то затевает, куда-то попадает, потом всех плохишей перевоспитывают и все живут в мире да согласии :)
У Роулинг, похоже, дар держать планку: если с ГП она наверху, то со Страйком - стойкий такой середнячок :)


Сюжеты в каждой книге про Незнайку, если мне не изменяет память, разные, хотя, в каждой имеется путешествие куда-нибудь, это общая черта. но третья часть - вообще мощная книга, в большей степени ориентированная на взрослую аудиторию.


Ну так а я о чём :) Сюжеты у всех детских книг более-менее разные, но цикличность и повторения всегда есть, и для них это скорее плюс. Третья часть про Луну мне тоже отдельно нравится, несмотря на яркую пропаганду коммунизма. Сами приключения вышли такими увлекательными, что их в любом возрасте интересно читать и у каждого возраста будет свой подтекст :) Мы вот как раз ищем ребёнку какое-нибудь хорошее издание с правильными старыми картинками...


Не соглашусь, что у Роулинг только цикличность без развития. Я читала всего ГП взрослой тетей за 30: сначала вслух ребенку, потом уже для себя параллельно с ребенком, который уже читал дальше цикл сам. Так вот первые две книги мне не понравились, они были слишком детскими, наивными и затянутыми - это было мое впечатление, хотя фильмы по ним мне очень нравились. Третья книга показалась интересней, и только поэтому дочитала цикл - и каждая следующая была для меня лучше предыдущей. ГП и его друзья взрослели, и по сюжету, по стилю, по отношениям между героями, по проблемам, которые им приходилось решать, это очень чувствовалось. В этом огромное достоинство цикла, потому что и первые читатели взрослели вместе с ними и получали каждую следующую книгу на свой новый возраст.


Спорить с Вами не буду - я осилил только первые 4 книги, впечатление о цикличности основано на них. Что касается последних трех, может быть, когда-нибудь соберусь, а, вот в "Вокруг света" запихну, там Великобритания почти в каждом цикле :)


Не смогла пройти мимо)) Пратчетт очень уж своеобразный автор, чтобы сравнивать его с Роулинг. И всё же, и у него не всё так гладко, это вопрос вкуса и мнения. Если захотеть, можно в книгах Пратчетта найти достаточно цикличности, он любит возвращаться к любимым темам.

Гарри Поттера я прочла в детстве, а потом неоднократно перечитывала. Очень люблю эту серию, причём больше всего привлекала идея - волшебство совсем рядом, вокруг нас. Кому не хотелось поехать в Хогвартс? Эта "цикличность" обучения в школе магии - одна из граней, за которую так любят серию. Я не считаю это застоем в развитии героев, даже наоборот. Пусть задник тот же, но герои растут и меняются, открывают новые тайны.

Касательно большой рекламной компании даже не знаю. Слышала, что наоборот издательства не хотели брать первую книгу. Чуть ли не с 10 попытки её удалось пристроить в маленькое издательство, которое не могло обеспечить книге должной рекламной поддержки. Поэтому, как бы всё не шло потом, на начальном этапе история пробивалась сама по себе. Конечно, до нас она добралась уже на пике славы, и то в моём детстве нормального интернета ещё не было и я узнала о книге после просмотра первого фильма по тв. И точно знаю, что большинство моих сверстников, тех, кто первыми в нашей стране читал серию о Гарри, в то время знать не знали про интернет, он был слишком слабо развит, чтобы влиять на мнение детей и подростков. Поэтому теория кажется мне не убедительной. Будь это книга, которая вышла год-два назад и быстро раскрутилась через соцсети...но эта история появилась, когда дети ещё не были зависимы от гаджетов.


Нам не удалось убедить друг друга, но я рад, что друзья читают меня, а не просто ставят лайки :)


Конечно читаем) Всегда интересно узнать ещё одно мнение, особенно, если оно отличается :)


Я хочу поделиться сейчас своей историей о Гарри Поттере. Точнее, историей моих отношений с этой историей. Мне было лет 8, когда мама подсунула мне первую часть. Оказалось, что куплено уже 3 книги, поэтому и прочитаны они были друг за дружкой. Правда, с черепашьей скоростью, но тем не менее. К тому моменту, как я дочитала третью часть, мама уже купила четвертую, и ее я тоже проглотила. А вот остальные книги приходилось ждать. И я ждала(и мама тоже). И как только очередная книга выходила, мне ее сразу же покупали. Последнюю книгу мы покупали с мамой вместе, после того, как сдали мои документы на паспорт. Мне было 14. "Дары смерти" я прочла за день. И было так грустно, что история закончилась, что я сразу схватилась за первую книгу и заново прочла весь цикл. Потом это повторилось еще пару раз. Надо ли говорить о том, что я росла вместе с Гарри, что с каждым перечитыванием открывались новые детали, что эти книги стали для меня буквально символом детства и взросления?
И сразу хочется спросить, неужели у Вас не было в детстве книги или, может быть, фильма, мультика, песни, при одном воспоминании о которых в груди что-то ёкает и рождается тепло? И я почти наверняка уверена, что Вы тоже отождествляли себя с героем любимой истории.

Да и в конце концов, чем плох цикл о ГП? В рамках подростковой литературы, чем плох?

Кстати, если брать лично меня, когда я читала "Гарри Поттера", интернета у нас еще не было. На момент выхода последней части можно было подключиться к сети через карточку, но это было до того муторно и дорого, из-за чего пользовались сетью только по большим праздникам. Вероятно, в городах дело обстояло иначе. Я это к тому, что все мои друзья и я не торчали еще сутками в инетиках, мы гуляли и общались в живую, но это не мешало нам любить ГП и представлять себя учениками Хогвартса, покупать тетради, карандаши, наклеечки и прочие приблуды с тематикой ГП.

Ну да ладно, понесло меня уже.


Ну вот, оказывается я где-то написал, что "цикл плох" :(
Я писал обратное, что он настолько хорош, что стал мифом :)
Я написал, что он не идеален - "не шедевр", но этого от него и не требуется. А потом, я, ведь, могу и ошибаться, правда? Мы все здесь представляем свои личные мнения, и я - с некоторой долей критики в адрес сего творения, и Вы - с долей восторга и обожания :)


Вот видите, что происходит. Прочла не с тем настроением и всё, понеслось :)


Ничего не понеслось. Все в норме. Я очень рад Вашему отклику.


В то время, когда книги только появились у нас... у подруги, кажется все имелись в наличии, прошла мимо. Вообще не бегу за рекламой... только собственные желания - важная составляющая... А пришла к книгам,когда читать было нечего, лет так ой... 17 назад, наверное... и девочка с работы, дала книгу и я пропала и глотала, каждую, не делая перерывов... А фильмы уже были пересмотрены, между прочим, те, первые 5 и не особо впечатлившие, кстати. Вот, подруга, та, еще, лет так, 20 до моего прихода к миру Гарри, пи*** от восторга и от фильма первого и от книг.
И, не с кем из героев я себя не сопоставляла, лета были уже далеко не те))))
Это я к тому что, если не так уж зацепило, то это из-за внутреннего, а не из-за внешнего)) и не надо искать тонну причин, почему не понравилось - в смысле, не было восторга от книг. Все намного проще.)) И с шедеврами не у всех - выстреливает.


Даже тысяча частных исключений не отменяют миллионной общей тенденции :)


Именно))
и вообще, знаю одну леди, которая закончив читать Гарри, заново начинает его читать и так, бесконечно)))
у кого-то, Мастер и Маргарита, настольная книга, у кого-то Гарри))


Ну, последнее положение - априори еще до начала любого обсуждения.
Когда мы пишем что-то о книге, мы делимся своим видением, и оно такое независимо от того, согласен с нами кто-то или нет. О вкусах, ведь, не спорят :)
Просто приходится признать, что у кого-то отличное от нашего мнение.


Именно это я и имела ввиду.)))
Потому и не люблю обобщений, в принципе.


Но обобщение - обязательный элемент любого анализа. Можно принимать или не принимать предлагаемые выводы, но "любить-не любить" означает отказ от объективной оценки.


всякая оценка - субъективна.


Безусловно, но бывает субъективность мировоззренческая, а бывает эмоциональная, первая оставляет шанс для понимания иной позиции, не принятия, но понимания, вторая - нет. Не люблю и всё тут :)


понятное дело.))


Достоинство мира, созданного Роулинг, мира волшебников, существующего параллельно нашему, с ним старательно не пересекаясь, - это его заманчивая "вероятность". То есть, а вдруг?.. )) Идея невероятно привлекательная для всех мыслящих теориями заговоров. Пожалуйста, вот ещё один вариант "теневой цивилизации", о роли которой в нашем обществе можно только догадываться...))
А ещё при наличии фантазии, заполняющей лакуны в повествовании автора, в Хогвартсе "можно жить". Существует огромное количество "волшебных школ-онлайн", старейшим уже 16 лет, кажется. Значит, в "ГП+" есть некая креативная мощь, раз она порождает подобные вещи, такое "эхо".


Вот об этом самом я и писал, когда вел речь о новом мифе о Поттере и Хогвартсе :)


Количество комментариев и смысл высказываний комментаторов подтверждает ваше мнение о преобладании в сетевых ресурсах и обеспечении высоких рейтингов, хех.


Спасибо за рецензию, которая дает пищу для размышлений. Я не отношу себя к фанатам, и мне очень интересно поразмыслить над тем, почему герой этой книги обрел настолько мифологические черты. Согласна, что здесь совпали мощное продвижение и социальный запрос на подобного героя. Жаль, что для меня магия поттерианы не срабатывает, дальше первой книги не пойду. При всем очаровании Хогвартса, заклинаний и некоторых второстепенных героев я считаю, что в самом Гарри маловато характера и самобытности, повороты сюжета слишком часто отдают "роялем в кустах", а снисходительное почти до полного презрения отношение волшебников к "маглам" мне вообще активно не нравится, как и само это слово. Открываешь книгу, а там написано, что ты магл - это фантазия автора так распорядилась. Хм. Большинству нравится.