Больше рецензий

14 мая 2019 г. 08:55

428

4 Было у отца три сына...

Во второй части китайской трилогии Перл Бак события разворачиваются в период 1920-х гг., в так называемую «эру милитаристов», но даже это знать необязательно, берясь за чтение романа «Сыновья». Потому что Перл Бак пишет в первую очередь о людях и обычаях, а не о Большой Истории, и делает это так медитативно, так напевно, как будто рассказывает сказку.

Садись, дружок, я расскажу тебе историю о трех сыновьях Ван Луна, self-made man’а, а также о сыновьях этих сыновей. Старший сын, прозванный Помещиком, жил в праздности, ни в чем себе не отказывая, и потихоньку распродавал унаследованные отцовские земли. Средний сын, прозванный Купцом, был хитер и расчетлив, не брезговал нажиться в том числе и за счет близких родственников, но богатство свое хранил в тайне и был крайне скуп. Младший же сын, прозванный Тигром, был не лишен отваги и благородных порывов, жаждал славы, власти и могущества, а потому собрал отряд и стал военным командиром, ведя непримиримую борьбу с соперниками. Но больше всего мечтал он о сыне, для которого завоюет и обустроит мир, едва ли представляя себе, что прошлый мир будет уже не нужен грядущему поколению.

Конфликт поколений, конфликт разных ценностей и стилей жизни постоянно присутствует на страницах «Сыновей», впрочем, как и в «Земле». Однако, семейство Ван Луна, уже поредевшее, но еще не распавшееся окончательно, все же воссоединяется время от времени в стенах отцовского дома, чтобы похоронить умерших, вспомнить предков, отпраздновать свадьбу или найти спасение от голода. Но будущее уже стоит на их пороге, новые веяния и взгляды уже меняют их привычный уклад жизни. Отказ сына Вана Тигра пойти по отцовским стопам как бы возвращает к конфликту самого Вана Тигра со своим отцом, оставляя финал открытым.

Второй роман Бак написан в той же размеренной манере, что и первый, с которым я познакомилась, и воплощает восточную основательность и неспешность. Это не быстрое чтение, но медлительность окупается атмосферой и ощущением максимальной приближенности к героям, которых за это время удается узнать и привыкнуть к ним.