Больше рецензий

19 мая 2019 г. 17:00

703

5 Советы историка: как власти предержащие заставить народ любить себя

Два месяца назад – 18 марта 2019 года – в России вступил в действие закон, который в прессе прозвали «законом об оскорблении власти». Теперь, если кто-то в интернетах напишет о том, что депутаты дэбилы, а глава государства некомпетентный засланец Госдепа, то им грозит штраф от 30 тыс. рублей в первый раз и до 300 тыс. руб. при повторной невоздержанности на язык и перо. К чему я это? Да, к тому, что одновременно из печати вышла книга замечательного русского историка Евгения Анисимова «Держава и топор», в которой он подробно разбирает становление и развитие политического сыска в Российской империи. Обыватели, а тем более облеченные властью, могут многое почерпнуть из книги. Конечно, сейчас не 18 век и не все способы навязывания любви власти к себе со стороны холопов-граждан сработают, но книга Анисимова настоящий кладезь идей и инструкций, а также картин будущего, что еще можно внедрить в современной России из арсенала нашего имперского прошлого.

В 18 веке государственные преступления понимались, прежде всего, как преступления против царя-государя, а только потом против собственно государства. Внедривший в отечественное право этот подход Петр Первый, конечно, разделял два вида госпреступлений:
1). Слова против государя, покушение на его жизнь, здоровье и власть;
2). Ущерб против казенного интереса (взятки, воровство госимущества и проч.).

Первыми преступлениями занималась Тайная канцелярия и лично государь. Вторые власть интересовали намного меньше. Каралось все: от анекдота про царя, до сомнений в его здоровье. Князя Волынского казнили за то, что на своем генеалогическом древе он изобразил двуглавого орла: сочли претензией на престол. Даже ругань в правительственных учреждениях рассматривалась как оскорбление государя. Неотъемлемая часть русской устной традиции – мат - в непосредственной близости от имени-отчества государя или его титула, также карался ссылкой. Даже незначительные физические действия – например, кукиш портрету самодержца – карались строго: до 8 лет каторги в Сибири. В общем, вы уже поняли, что времена сейчас вегетарианские. Пока еще.

Вот «советы» для усовершенствования закона «об оскорблении власти»:
- бросишь челобитную на имя царя оземь – будешь бит батогами;
- указ царский слушаешь, не снимая шапки, – будешь сечен плетьми;
- подавишь вошь рублем с изображением венценосной особы - будешь посажен в острог;
- откажешься поднять тост за здравие, или нальешь чарку не до краев, не выпьешь до дна – будешь сослан в Сибирь
- опечатаешься в имени или звании самодержца – будешь оштрафован.

И, конечно, нужно возродить институт доносительства. Знаменитое «слово и дело», по которому Тайная канцелярия и узнавала, что на самом деле жители России думали о самодержцах. Главное, не забыть компенсировать материально усилия по борьбе с подобными преступлениями и, как при Петре, отдавать до половины имущества провинившегося в качестве вознаграждения донесшим на него. И обязательно, вернуть наказание за не-доносительство. Слышал гадость про власть и не донес – будешь отвечать по всей строгости закона! И обязательно вернуть пытки, как изветчика (доносчика), так и того, на кого доносят. И транслировать их по федеральным каналам в передаче «Слово и дело». А допросы устраивать в эфире игры «Кто хочет стать миллионером?»

Но довольно стеба. Книга «Держава и топор» читается на одном дыхании и вызывает столько параллелей с современностью, что диву даешься, насколько она своевременна. Язык автора легок, эрудиция феноменальна, поэтому из книги почерпнешь столько интересных фактов про отечественную историю, что красочные сны обеспечены на несколько ближайших недель, а сюжет и драма «Игры престолов» покажутся жалкими потугами, незнающих русскую историю американцев.
Например:
1.Казнили мертвых: труп Милославского достали из семейной усыпальницы, секли, а потом разрубили на части;
2.Казнили кукол: в 1708 году такой участи подверглась кукла Иваны Мазепы;
3.Секли обычно на спинах людей, которые пришли смотреть на казнь, случайным образом выхватывая их из толпы.

А вот тюрьмы и ссылка в 18 веке были порой «свободнее», чем сейчас. Заключенным дозволялось гулять в кандалах на воле и собирать милостыню, членам их семей готовить для них и обстирывать их. Самые суровые условия были в монастырских тюрьмах, куда ссылали раскольников и самых упертых политических преступников. Наибольший ужас наводили Соловки с их земляными ямами. Вторым по суровости наказание была каторга, которую придумал все тот же Петр и активно использовал при строительстве крепостей, Санкт-Петербурга и каналов южнее Ладоги. Так что создателей ГУЛАГа, если и можно винить, то в том, что они сделали каторгу массовой, как и должно было произойти в эпоху индустриализации и внедрения массового производства.

Очень рекомендую книгу для всех тех, кто хочет понять нашу русскую душу, великую и широкую, и, одновременно, мелкую до ябедничества и холуйства. Покорную до холопства и вольную до бунта. Читайте и внемлете, что на земле нашей за 300 лет поменялось не так уж и многое, а страх перед государством никуда не делся.