Больше рецензий

9 июня 2019 г. 20:27

1K

На мой субъективный взгляд, у Крапивина есть много более интересные истории (да не закидают меня тапками любители/ценители/почитатели его творчества). Эта, которая да, про дружбу, да, про геройства, да, про мальчишек (в основном), мне лично читалась больше как про доблестных советских пионеров, замутивших в соседнем измерении революцию, переходящую в войну. Тут даже смерть есть, все как у взрослых.

Плюс очень чувствуется, что историю рассказывает не мальчик, а взрослый мужчина, словно бы ударившийся в воспоминания. Плюс довольно спорные выводы о том, что есть героизм (убитые горем родители, оставленные сами себе; и у Женьки не хватило для них слов, а Юлькино представление о чести, доблести и справедливости получилось однобоким). Как там, бишь, когда-то сказал Достоевский?

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка

Можно слегка перефразировать и вопросить что-то вроде: А стоит ли счастье мира намека на жизнь двух родителей, которые даже не знают, что случилось с их сыном? В этом месте, думается мне, чувствуется советское отношение к личности как таковой - ее нет, когда речь заходит... о чем она бы там ни заходила. Ее просто нет. Не может и не должно быть.
Очень грустная книга...

Книжное путешествие

Комментарии


Простите за непонятливость, а что в книге противопоставлено жизням детей и их родителей? Детей ведь похищали злодеи, все понятно, разве нет? Или вы о решении героев вернуться на остров?


Я вроде не писала про противопоставление.
Разве смысл книги в том, что детей похищали злодеи?
Смысл в том, что когда перед Юлькой встал выбор, вернуться или начать войну, он выбрал второе. И автор описывает это как героизм. Про родителей в этот момент он даже не вспомнил. А у вернувшегося домой Женьки так и не хватило смелости найти родителей друга и рассказать им правду. Он посчитал, что списать все на фантазии проще. Хотя сам же говорил, что эти люди стали тенями тех, кем были раньше, постарели, сморщились. И судя по тому, что пишет Крапивин после, он и сам махнул на них рукой. Ну, уехали и уехали. Чего там, если тут битва за правое дело.
Кому приходилось терять близкого, долгое время не зная, живой он или мертвый, что с ним стало, страдал ли он перед смертью или ушел быстро, скажет, что вот это и есть самое страшное - эта неопределенность. Когда не можешь отпустить. По сравнению с ней блекнет все.


Спасибо, поняла о чем речь.