10 июня 2019 г. 19:17

2K

4 Она не любила шампанское.

Первые страницы книги вызывали двойственные впечатления. С одной стороны приятно встретить много знакомых лиц – Генрих II, Диана де Пуатье, герцоги Гизы, отец Генриха IV, Мария Стюарт, еще не уехавшая в свою дремучую Шотландию. Эта книгу можно считать отличным дополнением к биографии Марии, написанной Цвейгом. Посмотреть, как она жила, в какой утонченном обществе сияла. Чтобы лучше понять ее дальнейшие поступки.

С другой стороны - увязаешь с самого начала в именах, датах, титулах и родственных связях. Кто в какой осаде участвовал, с какими семьями укреплял связи браком, какой титул в каком году получил. И все поголовно красивы и добродетельны. И хвалит автор высокородных господ за это на полном серьезе. Ага, цветник добродетелей. Бальзак бы оценил такую шутку. Умны и красивы. Природа щедра к знати. Или секрет не в природе, а в изрядном количестве лишних денег. Модные наряды, парики, духи и украшения. Привитые с детства муштрой изящные манеры.

Король усмиряет разногласия добротой и терпением. Верю. Каждому слову. Правда верю! Автор умеет убеждать, что все было именно так, как она рассказывает. И увлекать историей тоже может. Нужно только одолеть начало, чтобы получить приз. И она удивительно точно рисует характеры, мотивы, взаимоотношения. Довольно быстро перестаешь надеяться, что в книге встретиться хотя бы один мерзавец или настоящий праведник и просто наслаждаешься прекрасной историей.

Дополнительным бонусом идут вставные новеллы. Про многолетнюю привязанность короля к Диане де Пуатье. Про королеву Екатерину Медичи. Про последний рыцарский турнир во Франции. Про мать Марии Стюарт и ее связь с Гизами. Обычно Марии Лотарингской уделяют пару строк, а тут так душевно привлекли внимание. Про госпожу де Турнон - единственную особу, чей моральный облик не соответствует ее высокому титулу. Вот и славно, а то я чуть не решила, что они все там белые и пушистые.

А герои в книге далеки от идеала. Они хорошие люди. Но люди. А значит, не властны над своими чувствами. Могут от радости выболтать лишнего. Могут на ровном месте начать ревновать. Испытывают проблемы с доверием. Влюбляются не в тех и не вовремя. Обижаются, злятся, сомневаются. Но стараются как лучше. А получается как всегда.

Принцесса Клевская росла послушной дочерью. Она уважала мать, слушала ее советы и не хотела огорчать ее. Она всеми силами старалась соблюдать все правила. Но вот сердцу не прикажешь. А потом добавились чувство вины перед мужем. Те волнения, что причиняла запретная страсть, отравили радость от возможного союза, когда препятствий не стало. Да и не строится жизнь на одной страсти. Тем более для женщины, у которой добродетель не пустой звук.

Книга удивила и порадовала меня своей глубиной. Интересные персонажи. Нестандартные поступки. И не скажешь, права принцесса Клевская в своем решении или нет. Модели поведения не построить. Слишком много неизвестных, которых не учесть. Может, все так и получилось бы, как она думала. А может стоило рискнуть. Тут уже каждый сам решать должен. Она решила перестраховаться. Воспитание и мамины лекции сделали свое дело.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игр Кот в мешке, Царь горы.

Комментарии

Довольно быстро перестаешь надеяться, что в книге встретиться хотя бы один мерзавец или настоящий праведник и просто наслаждаешься прекрасной историей.

Субъективно мне кажется, что это показатель качественной литературы. Как-то плоско и неубедительно выглядит истории, где есть персонажи как по линейке - ровно плохие или ровно хорошие. Практически все мои любимые персонажи двойственны

+2 10.06.19

Согласна, двойственность необходима. Люди не плохие и не хорошие, они разные. то одной стороной повернутся, то другой. Но встретить такой реализм в романе 17 века я не ожидала)

+1 10.06.19

Ну да, того времени литература ещё не блещет «объемными» персонажами. Рановато)

+1 10.06.19

Представление о том, как следует писать романы, отличалось "слегка" от современного) Но все равно, временами случались "описки". Наблюдательные люди, умеющие делать правильные выводы и прогнозы, всегда были.

+1 11.06.19

И прокладывали путь к целому новому жанру) как Лермонтов с «Героем нашего времени» к полноценному психологическому роману)

+2 11.06.19

пионеры жанра)

+1 11.06.19

Шампанское она точно не любила?) не рисковая она женщина, такие в омут не прыгнут.

+1 10.06.19

не точно. я предположила.

+1 10.06.19

Так понимаю факты в основе подобные же))

+1 10.06.19

Мне в своё время очень понравился фильм "Принцесса Клевская" с Мариной Влади и Жаном Марэ. Не знала, что это экранизация.

+1 11.06.19

Видела на странице книги, еще когда выбирала ее, что есть экранизация. Захотелось посмотреть, очень мне эти актеры нравятся. Но пока читала, решила отложить просмотр. Во время чтения своя картинка сформировалась в голове, не хочется с режиссерской версией мешать) Похожу еще, кайфуя от книги)
А тебе не захотелось книгу прочесть? Сравнить впечатления.

0 11.06.19

Честно говоря, даже не знаю. Меня тогда очень фильм задел, и осталось какое-то прямо восторженное впечатление. Но если учесть, что смотрела я его чуть ли не в детстве... Боюсь, что просто испорчу всё.

+1 11.06.19

Ну, в принципе, та же ситуация что и у меня. Не важно в каком виде познакомился с историей, она настолько очаровывает, что хочется сохранить впечатления в первозданном виде.

0 11.06.19

А Принцессу де Монпансье читать и смотреть не планируешь?)
Я когда-то сборник у мадам де Лафайет читала, сейчас понимаю, что рано за него взялась и уже ничего не помню, разве то, что текст показался очень сложным)

+1 11.06.19

А фильм такой же старый как Принцесса Клевская? Не знаю, буду ли смотреть. А Монпансье я уже) у меня тоже сборник, так что не устояла. Текст не сложный, просто предложения строятся чуть более изощренно , чем сейчас) вначале сложно идет, а потом настраиваешься на этот стиль и уже никаких сложностей не замечаешь.

+1 11.06.19

Не, новый, 2010 года) Мне в нем принцесса и де Гиз очень нравятся=)
картинка KatrinBelous картинка KatrinBelous
А я видно не настроилась, заскучала. Надо будет когда-нибудь перечитать, а то рецензии нет и о чем там не помню)

+1 11.06.19

ох какая красота! надо время найти))

+1 11.06.19

Мне кажется, что принцесса просто любила пострадать всласть. Хотя добродетельность ее я не отрицаю. Наверно, такой сюжет пользовался успехом в те времена - у этой писательницы есть целый "бразильский" сериал с нешуточными страстями, там все умирают от любви в прямом и переносном смысле))

+1 11.06.19

Да, если взять хотя бы двух ее принцесс, то наблюдается приверженность одной теме и сюжетные повороты схожи. Но мне все равно понравилось) Особенно, исторический фон. Приятно, для разнообразия, почитать об этом периоде нового автора. А то все Дюма да Дюма)

+1 12.06.19

Да, точно) Мне ее заметки о Генриетте Английской понравились, хотелось почитать что-то про Людовика XIV после Виконта де Бражелона, и вот это было именно то, что нужно, очень интересно было сравнить ее рассказ с тем, что в романе Дюма.

+1 12.06.19

У Дюма драк побольше, да и общий настрой повеселее.

+1 12.06.19

Это точно) И главные герои поживее)

+1 12.06.19

Поэтому он и более известен.
Но он и писал уже лет на сто позже, наверняка и это отразилось.

+1 12.06.19

Да, скорее всего.

+1 12.06.19

Что ж поделать, я тоже шампанское не люблю :))

+2 14.06.19

коварный напиток) доверять нельзя)

+2 14.06.19

Да, это вам не вино, например :)

+2 14.06.19

ага, вино из одуванчиков, например, безобиднейшая вещь)

+2 15.06.19

ты пробовала вино из одуванчиков?)))

+1 06.07.19

только напечатанное на бумаге)

+1 06.07.19

ну вот((а я думала вдруг ты пробовала и мне пришлёшь))))))

+1 06.07.19

тоже не люблю)что вкус не особо,что голова болит после одного бокала,как будто танк переехал))

+3 06.07.19

открываю страшную тайну - я тоже не люблю шампанское)

+2 06.07.19

мы все повязаны страшной тайной)))

+2 06.07.19