Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

12 июня 2019 г. 10:56

1K

4

Тема смерти человечества от продуктов собственных деяний в фантастике никогда не утратит своей актуальности. В «Я – легенда» Ричарда Матесона это была бактерия, полностью видоизменившая человечество как вид. В «День Триффидов» Джона Уиндема это были агрессивные генно-модифицированные растения, при определенных условиях оказавшиеся более удачливыми, чем люди. Оба романа написаны еще в прошлом веке, в 1954 и в 1951 годах соответственно, но до сих пор исключить вероятность повторения произошедших в них событий в реальности невозможно. Правда в том, что теперь мир изменился и лазеек для «фантастической катастрофы» стало гораздо больше.

«Рой» - это фантастический роман Майкла Крайтона, написанный в 2002 году. Майкл Крайтон вообще личность достаточно известная, ведь именно он написал книгу «Парк Юрского периода», став прародителем для огромной франшизы, и именно он написал сценарий и снял фильм «Мир дикого запада», на основе которого сейчас выходит одноименный сериал. Впрочем, он был не только писателем и режиссером, но также увлекался антропологией и медициной (и говоря увлекался, я имею в виду тот факт, что Майкл Крайтон читал лекции по антропологии и получил медицинское образование). Сказано всё это к тому, что этот человек хорошо знал темы, о которых писал. Его герои могут зависать на очевидных сюжетных деталях и по-человечески «тупить», но с научной точки зрения к нему вряд ли получиться придраться.

«Рой» можно назвать очередным романом о борьбе человека и корпорации, хотя не все так однозначно просто. Главный герой романа, Джек Форман, отличный ученый и программист, востребованный в сфере своей деятельности, просто ему немного не повезло (а аннотация с ходу нарекает его неудачником, не надо так). Его специальность - создание программ, в основу которых заложены модели поведения реальных животных (охотящихся львов или летящего пчелиного роя, например).

Корпорация «Ксимос», с которой придётся столкнуться Джеку, занимается разработкой нанотехнологий. В общем-то, проект у них только один – рой наноботов-камер, разрабатываемый по заказу военных. Нанокамеры производятся и собираются бактериями, в основе их поведения лежит программа, написанная Джеком, модель поведения «Хищник-Добыча» с видоизменённым кодом, позволяющим «рою» («роение» является самым алгоритмом для программ-«агентов») беспрерывно эволюционировать. Представьте себе миллионы наноботов, способных размножаться, обучаться более сложным моделям поведения с каждым новым поколением (а это примерно каждые 3 часа) и охотиться на органические формы жизни (например, людей). Именно таких «зверушек» недальновидные руководители «Ксимоса» выпускают в открытую среду из лаборатории. И немного удивляются, когда тех не удается контролировать. А Джека приглашают в качестве консультанта, написавшего оригинальный код, чтобы он разобрался с проблемой.

Майкл Крайтон пишет крайне интересно и увлекательно, подробно и вместе с тем просто объясняя «научные» аспекты сюжета романа. Он способен удерживать читателя на границе между «слишком сложно, долго и скучно» и «как-то просто и глупо», не углубляясь в тему до масштабов полноценной лекции и не усложняя всё до полного непонимания происходящего. Есть даже вероятность, что при чтении вы не сразу заметите, что роман написан в жанре «твёрдой научной фантастики», настолько хорош в деле Крайтон.

Ну а герои в "Рое" получились странные - то ли подсказки ко всем интригам автор по тексту разбросал лишком щедро, то ли это недостаток истории в целом, но то, к чему герои приходят за треть книги, читатель может разгадать с первых двух предложений. Странное поведение жены, непонятный чужой сетевой фильтр в комнате дочери, практически незаметные перестановки в доме и слова сына о чужих людях в костюмах, приходивших ночью? О том, что всё это взаимосвязано, герой узнает в только финале романа. Странное поведение начальника фабрики и отказы дать программный код поведения "роя"? Что же может быть не так. Насколько хороша научная оставляющая, настолько же несообразительны герои. С другой стороны в 400+ страниц автор вмещает едва ли неделю жизни героев, так что все относительно.

«Рой» - это роман об опасности бездумного создания технологий, причем технологий, способных к самостоятельному развитию и росту, о постоянной угрозе халатности со стороны ученых и руководства корпораций и о том, что с большей долей вероятности человечество погубят собственная недальновидность и глупость.