Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

13 июня 2019 г. 18:51

335

5

«Писать про еду — занятие нелёгкое, потому что авторов одолевает множество соблазнов, и мысли от компьютера постоянно склоняются в сторону кухни и холодильника. Но авторы этой книги (под псевдонимом Олег Ивик пишут Ольга Колобова и Валерий Иванов) стойко преодолевали соблазны…
Работа над книгой о еде Древнего мира стала для её авторов нелёгким испытанием: их мучила непрерывная зависть к древним шумерам, персам, египтянам, и особенно — грекам и римлянам. Ведь, судя по тем историческим документам и археологическим отчётам, с которыми им приходилось иметь дело, все эти народы только и делали, что ели, причём ели плотно, разнообразно и вкусно…
…Изнывая от того, что они не живут в Древнем Риме, авторы настоящей книги, в тщетной попытке избавиться от зависти к представителям погибших цивилизаций, вскрывали завалявшуюся банку кальмаров, но это не помогало.
Оставалось одно: сосредоточиться на тех продуктах, которых у древних гурманов не было и быть не могло… И для того, чтобы современному человеку в полной мере представить, как питались его дальние предки, надо говорить не только о том, что же они ели, но и том, чего они не ели и есть не могли. Только тогда начинаешь понимать, как ограниченны были возможности древних кулинаров и насколько скудным было кажущееся разнообразие прежних пиров, не говоря уж о повседневных трапезах…»


Извиняться за столь большую цитату я не буду! Потому что я не могу иначе сказать, о чём же книга со столь оригинальным названием «Еда Древнего мира». О еде — да, но и не только о еде, но и об «истории, географии, этнографии» (так называется данная книжная серия). Предки жили, ели, — слушайте, но они реально много, и пускай однообразно, меня это не смущало, — ели!
Я понимала, спасибо авторы, что пища жителей Древнего мира (рассматриваемый в книге период от бронзового века до Римской империи), была однообразной, что не было всех тех продуктов, к которым я привыкла в XXI-м веке. И вообще: до книги про еду я не задумывалась над вопросом, а что же ели в древности, или, скажем, века 2 назад, мне это было совершенно безразлично. Но стоило только начать читать книгу, как тут же я поймала себя на мысли, что хочу знать ответы на вопросы, а что было в меню 2 века назад или ещё раньше. То ли тут «виновата» книга, которая поднимает такой интересный вопрос (или рассматривает предмет), то ли просто мой книжный горизонт в очередной раз расширился, и мне стало интересно то, что не интересовало раньше. Не знаю, какое из двух предположений верное, в какой-то степени они оба верны.

Рецепт из книги Катона «Земледелие»:

«Например, для того, чтобы испечь «пирог для жертвоприношения», надо 2 фунта творогу «хорошо растереть в кадушке», добавить ещё фунт белой муки, «или, если хочешь, чтобы тесто было нежнее, то полфунта», вбить яйцо и хорошо перемешать. Из этого теста лепится хлеб, он кладётся на лавровые листья и выпекается «на горячем очаге под глиняной крышкой».
Сохранился и рецепт виноградного печенья. «Виноградное печенье делай так: модий (8,7 литра — О.И.) муки полей виноградным соком. Добавь аниса, тмина, два фунта жира, фунт творога и оскобли туда же лавровую веточку. Раскатай, и когда будешь печь, то пеки на лавровых листьях».

Мне уже хочется попробовать испечь, а вам?

…Это не рецензия с анализом и разбором текста, а мои размышления, заметки о том, что бывает, когда читаешь книгу о еде, это не желание бежать на кухню и готовить (хотя я присмотрела для себя пару рецептов из Древнего Рима), а попытка понять прочитанное. И пока я поняла для себя вот что — через еду авторы книги показывают страницы истории, то, как люди жили до нас; история — да, но такая история, которой не было ни в школе, ни уж тем более в институте, нам в последнем преподавали историю, но так неровно, что я мало что помню, и потом — это была история России и совсем немного современной истории разных стран (напишите реферат и получите оценку за экзамен).

Может так нельзя говорить, что через еду я изучала историю, но кто мне сказал, что нельзя? Я увидела книгу «Еда Древнего мира» так, и не удивлюсь, если увидите иначе.

«На этом авторы заканчивают описания древних трапез. Из работы над книгой они вынесли греющую душу уверенность, что мы с вами сегодня питаемся всё-таки значительно лучше и разнообразней, чем наши предки. Впрочем, не так важно, что есть, — важно как и почему. Поэтому тем своим читателям, которые всё-таки испытывают зависть к древним едокам (например, к римским императорам), они хотят напомнить строки Квинта Горация Флакка:

Нет! Как живот заворчит,
то ему и хлеб с солью приятны,
Ибо не в запахе яств, а в тебе самом наслажденье!
Пóтом усталости — вот чем отыскивай вкусные блюда!»



Книга «Еда Древнего мира» оказалась столь неожиданной, столь странной в чём-то (не только в названиях блюд, но и в том, что «Одиссею» и «Илиаду» можно читать иначе, через еду), в чём-то полезной, но главное для меня то, что книга позволила мне посмотреть на историю древних греков, римлян иначе, не так как я привыкла и знала многие годы. Эта неожиданная точка зрения встряхнула меня, показала, что уровень моих знаний не так уж и глубок, а еда — едим мы все. Но еда — не только продукты питания, но и география (что и где росло или люди выращивали), этнография (какие народы как и что ели), и медицина (чем болели, рассуждения Сенеки в главе «Рабы, легионеры, императоры»).
Целым открытием стала Спарта, глава «Поклонники чёрной похлёбки»:

«Эллины любили вкусно и сытно поесть. Но существовало на территории Греции государство, жители которого на протяжении нескольких веков добровольно отказывали себе в гастрономических удовольствиях. Это был Лакедемон, больше известный по названию его главного города — Спарта».

Это совсем не то, что я знала, ощущение после этой главы было такое, будто часть моего мира основательно пошатнулась и частично осыпалась обломками на землю…

…Прочитать книгу «Еда Древнего мира» стоило хотя бы для того, чтобы расширить свои знания, и конечно, приятно провести время.

Прочитано в рамках игры "4 сезона"