Больше рецензий

30 августа 2011 г. 15:05

8

5

Итак... Изначально Михаил Булгаков собирался написать о Николае Первом... Немногим известен этот забавный факт. Иван Грозный появился уже потом... Вероятно, в силу того, что представить себе великана-управдома с гвардейской выправкой и безукоризненными манерами все же нелегко... Но не суть.

Главное, что "Блаженство" - это довольно мрачный сюжет и полная безысходность в конце; герои - резко отрицательные. Причем, все. Немного напоминает повесть "Шатер", где ситуация аналогична. Чужаки, чужое пространство, люди-эндемики, противостояние - но все друг-друга стоят. "Иван Васильевич" - другая редакция того же сюжета - антиутопия о людях, лишенных морали. И Гайдай, превративший в комедию сюжет о бездарном управдоме, взявшемся перекроить государство, безвольном инженере, мечущемся меж двух огней (родная милиция и "параллельное прошлое"), эгоистичных женских персонажах... В общем, несколько обесценил замысел Булгакова. Несмотря на то, что фильм - великолепный!

Не стоит забывать, что сюжет переносит в конец 1920-х, а вовсе не в 1960-е. Когда проблема ответственности за власть, мягко говоря, была острее. И к шуткам не располагала. "Маленький человек" Бунша, не задумываясь, хватается за скипетр, потому что привык к своей маленькой власти и готов применить ее к чему угодно. Типичный советский "пионер" (первопроходец, то есть), у которого и лес не порублен, и щепок уже мешок. Вопрос ответственности в будущем его не волнует; он выполняет сиюминутный "заказ" обстоятельств. Но Буншу в 16 веке вычисляют в течение дня. Иоанн Васильевич в Москве вообще мало кого интересует. Он не личность, он - статус. Всем нужен управдом. И синдрома Мартина Герра, предсказуемо, не возникает...

Книга должна быть интересна не только любителям Булгакова, но и тем, кого в принципе волнует феномен "развращения абсолютной властью". Очень психологичная книга, неоправданно "спрятанная" за крупной прозой мэтра

Кусочек начатой пьесы о Николае Первом в данном сборнике содержится.

Комментарии


Спасибо за отзыв!
Первая рецензия где есть анализ произведения, а не сравнение с фильмом.