Больше рецензий
7 июля 2019 г. 18:23
704
5 Знаем ли мы своё прошлое?
РецензияКнига Лебиной посвящена повседневности 20х-50х, и это та эпоха, которую я представляю очень смутно. То есть многое понятно: Гражданская, НЭП, восхождение Сталина и начало репрессий, предчувствие войны и сама война, “большой стиль” - но это, по большому счёту, набор клише, некий обязательный минимум. Работа Лебиной - о том, что сложно жилось в это время не только в плане страха репрессий, а просто - плохо жилось. Новаторство, стремление сломать прежний строй - и прежний быт - оборачивалось ужасными условиями, просто непредставимыми для нас сейчас. Своя кухня - это про буржуазность и угнетение, поэтому всем (буквально всем, целым городам) нужно есть в столовых - представляете качество еды и обслуживания в этих заведениях? И никуда не денешься - многие живут в бараках, не имея не то что кухни, но даже одеяла, а те, у кого более просторное жилье, все равно не могут толком ничего купить: дефицит, карточки, и редкая возможность приобрести что-то съедобное, продав на толкучке, например, обручальное кольцо. То же с одеждой. С жильём ещё хуже: либо жизнь в бараках, либо те самые “уплотнения” старорежимных элементов, и отсюда - жизнь в коммуналках, отcутствие приватности. Впрочем - и это, возможно, самое важное - так жили не все. Лебина демонстрирует устойчивую практику советской - и, возможно, современной тоже - власти: успешно делать вид, что всё хорошо, подкрепляя это отдельными примерами. Люди ходят в ужасной одежде, но с плакатов на них смотрят одетые с иголочки сограждане; люди живут в бараках, но репортажи рассказывают, что очередной стахановец получил отдельную квартиру; законодательно закреплён 8ми часовой рабочий день, но регулярно повышенные обязательства заставляют работать по 12 часов, и так далее. Такие явления, как проституция, суицид, пристрастие к алкоголю, просто объявляются социальной аномалией, признаком классово чуждых элементов, чем-то нездоровым и невозможным - то есть тем, что будто бы никак не связано с самим обществом, его проблемами. Целью Лебиной, как она сама указывает, не являлось очернение советского прошлого - оценок мало, в основном осмысление и систематизация данных из разных источников. Есть и забавные вещи, вроде описания популярных тогда принтов для ткани (тракторы, вышки ЛЭП и прочие брутальные символы индустриализации), или народной классификации бутылок водки (0,1 - пионер, 0,25 - комсомолец, 0,5 - партиец). Встречается и то, что мы считаем явлением современным - например, употребление технических жидкостей и прочей дряни во время запрета или нехватки алкоголя. Знаем ли мы своё прошлое? И если нет, знаем ли мы себя? Сейчас советское время чаще ассоциируется с застоем - но, возможно, застой был неизбежен и необходим для общества, которому полвека были недоступны элементарные бытовые блага. И важно понимать, что он был не только “до” жести девяностых, но и “после” суровых реалий периода двадцатых-пятидесятых - в таком ракурсе ностальгия по нему более понятна. Итого: отличный нон-фикшн на отечественном материале и абсолютный маст-рид для тех, кто думает, что политика его не касается.
Комментарии
А какие элементарные бытовые блага были доступны обществу до 1917 года.
Чур профессора Преображенского ( «Собачье сердце (сборник)» Михаил Булгаков ) живущего в семи комнатах как пример не приводить.
Как жил обычный человек до 1917 года?
Если говорить о благах, то, например, можно было купить еды - на свой вкус за наличные деньги. А не жить в условиях дефицита, карточной системы и черного рынка. Или можно было одеваться, как нравится - и не бояться, что за внешний вид Вас объявят "чуждым элементом".
"...одеваться как нравится..." - сомнительное благо
Купить еды можно, были бы деньги, а деньги есть не увсех.
Все познается в сравнении, вот как рабочие при царе "отдыхали" после работы:
«При всяком заводе имеются рабочие избы, состоящие из помещения для кухни и чердака. Этот последний и служит помещением для рабочих. По обеим сторонам его идут нары, или просто на полу положены доски, заменяющие нары, покрытые грязными рогожами с кое-какой одежонкой в головах.. Полы в рабочих помещениях до того содержатся нечисто, что покрыты слоем грязи на несколько дюймов... Живя в такой грязи, рабочие распложают такое громадное количество блох, клопов и вшей, что, несмотря на большую усталость, иногда после 15-17 часов работы, не могут долго заснуть... Ни на одном кирпичном заводе нет помойной ямы, помои выливаются около рабочих жилищ, тут же сваливаются всевозможные нечистоты, тут же рабочие умываются...»
После такого и коммуналка - рай
Я писал о еде и одежде. Но если вернуться к жилью - цитата из обсуждаемой книги:
"Ярким свидетельством убожества общежитского быта являются материалы обследования 1700 рабочих ленинградских общежитий, проведенного в феврале 1937 года. Участники обследования отметили: «Общежития не оборудованы в соответствии с минимальными требованиями, содержатся в антисанитарных условиях…»1. На деле это означало следующее. Руководство фабрики «Рабочий» селило молодежь, принятую на предприятие, на территории Александро-Невской лавры. Люди жили по 80 человек в одном помещении, которое не проветривалось. Никакой мебели, кроме кроватей, не предоставлялось,предоставлялось, белье не стиралось1. Не лучше была обстановка и в жилье для рабочих мясокомбината. Там на 46 человек имелось всего 33 койки и один водопроводный кран, отсутствовало кухонное помещение. Общежития фабрики «Возрождение», по свидетельству членов комиссии, были «уплотнены сверх всякой нормы: норма, установленная Ленсоветом на одного человека, 4,25 кв. м, а в комнате 30 метров поселены 20 чел. Им даны лишь 14 коек. В общежитии нет уборных, нет умывальников»"
Но вообще логику "...а у них негров линчуют" я не принимаю. Одна мерзость - в другой стране или в собственном прошлом - не извиняет других. Такая риторика - попытка отказаться от признания очевидного: многие люди жили плохо, тяжело.
"Одна мерзость в собственном прошлом" - я не пытаюсь оправдать, я пытаюсь сказать о прогрессе.
На примере своей семьи - бабушка из деревни приехала на работу в Ленинград, жила в общаге (бесплатно!), затем в коммуналке (бесплатно!), затем вышла замуж и поселилась в однокомнатной квартире (бесплатно!), затем родила и семье дали двухкомнатную квартиру (бесплатно!).
Все родители были обычными рабочими с завода.
История:
Иностранец спрашивает у матери, за сколько купили квартиру - мать отвечает, советский союз дал бесплатно. Иностранец не верит, хохочет, где это видано, чтобы квартиры давали бесплатно.
Вот и бытовые условия.
Я лучше буду жить в стране, где каждому гарантирована крыша над головой (записано в конституции СССР), чем в стране где есть макдональдс и ипотека на 30 лет.