Больше рецензий

psyho_dmitry

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июля 2019 г. 12:16

844

5 Азбука практики

Во время чтения книги и по итогам её прочтения, у меня сформировалось отчетливое понимание, что, касаясь темы анархизма, фигура Махно обязательна к изучению.
У меня интерес к Махно (в первую очередь к личности, во вторую очередь к махновскому движению) возник ещё в школе. Но непосредственно изучение, погружение в различные источники началось где-то со второго курса университета.
Пусть это покажется дилетантским, но первое знакомство с этим яалением произошло у меня через песни группы "Монгол Шуудан". Я очень хорошо помню, что впервые услышав их, ничего толком не понял. Ещё бы - 99% их песен посвящены Махно и махновскому движению. Я же в то время об этом ничего о них не знал. Как было понять фразу "Ночью спит Маруся, страшная бабища"? Откуда было знать, что имеется в виду командир отряда Батьки Махно, Маруся Никифорова? Или фраза "И вот, хрустя морковкой, с Лёвкой Грозным, на крылечко вышел сам Отец". Еще далеко был я до Льва Задова (Грозного), да и что " Отец" - это Батько также еще в голову не приходило. Но мне повезло. Примерно в это же время вышла книга Михаила Веллера "Махно". Я с жадностью ее приобрел и с жадностью на неё набросился. Получил массу удовольствия. Удовольствие и от описания биографии этого без преувеличения великого и уникального человека, и от документов, приложенных к книге, где упоминался мой родной город Балашов. Навсегда запомнил, что Махно критиковал балашовских анархистов за крайне слабую агитационную работу в этом городе.
И вот спустя 11 лет я добрался до самого Батьки.
Про то, что эта книга уникальна, даже нет смысла говорить. Рассказ о своём боевом пути ведёт один из самых значимых революционеров XX века.
Но у книги есть очень важная особенность - читателю необходимо преодолеть первую книгу (первую часть Воспоминаний). Дело в том, что последующие книги (вторую и третью) редактировал Всеволод Волин - издатель, писатель, человек, который замечательно владеет словом, брат литературоведа Бориса Эйхенбаума. А вот первая книга издана без редакции, то есть так, как её написал Махно. Необходимо признаться, что сам Махно красиво писать не умеет (по понятным причинам - недостаток образования). А вот начиная со второй книги, чтение захватывает.

"Азбука анархиста" хорошо раскрывает самого Махно, его идеалы, его практический ум, показывает, что такое революция на самом деле. Сам Махно отчётливо показывает довольно грустную картину того, в каком положении находится всё анархическое движение. Он описывает свои встречи с московскими анархистами-интеллектуалами: Аршиновым, Боровым, Волиным, Львом Черным и другими. Видит, что все эти люди, при всей их образованности, далеки как от народа, так и от самого анархизма. Что ж, то, что действительно существует бла-бла-кризис ясно и сейчас. Много разговоров и много переливания из пустого в порожнее, но мало действия, мало предложений, и уж совсем мало действительно анархической практики.
Отдельно хочется отметить убеждение Нестора Махно в том, что анархистам нужна организация. Грызня, которая сопровождает все движение практически с момента основания, и внутренние логические противоречия (типа "анархисты против партии, значит, им нельзя объединяться") действительно разобщают анархистов и по сей день. Махно же личным примером показал, что организованность и дисциплина вполне сочетаются со свободой. Потому что основаны в анархической организации на ответственности и взаимном уважении.
Махно проезжает по стране и также остается недовольным тем, как движение организовано в разных городах. Как жителю Саратова, мне одновременно и приятно и грустно читать о своём городе в воспоминаниях Махно. Приятно от того, что он здесь был. (Кстати надо бы дойти до бывшего штаба анархистов в Саратове). А грустно от того, что по сути наш город провалил экзамен по революции и, судя по всему, довольно легко сдался контрреволюционерам.
Не обошел я стороной и сравнение с сериалом "Девять жизней Нестора Махно". Все-таки и сериал хороший, и именно после него (ровно как и после книги Веллера), я начал понимать о чем поют "Монгол Шуудан". Так вот, при всем уважении к сериалу, после книги стало обидно за Федоса Щуся. В сериале его сделали трусоватым и туповатым. (Непонятно отчего Махно его терпит) Сам же Батько описывает Щуся смелым и верным товарищем, который готов защитить своих соратников. Махно проникнут пониманием и уважением к нему, даже в моменты разноглассия.
Кстати сказать, чувство товарищества, уважения к воли, профессионализму, смелости Махно не занимать. Он с уважением пишет и про Троцкого (описывает, как посещал его митинги и восхищался ораторским мастерством), и про Ленина (отмечает его харизму и целеустремленность).

В завершении еще раз отмечу: Махно настоящий анархист, тот самый, кто являясь реалистом, требует и достигает невозможного. После этой книги хочется больше решительностм, больше человечности, солидарности и как следствие практики анархического движения.