Больше рецензий

16 июля 2019 г. 15:49

645

4

Когда-то Камиль Фламмарион произвёл на меня большое впечатление своими произведениями. Он вызвал у меня доверие своим научным авторитетом, с которым плохо вязалось его увлечение спиритическими явлениями. Тогда это показалось мне действительно некоторым противоречием, но спустя несколько лет, когда я снова взялась за его книгу, всё встало на свои места. Спиритические явления Фламмарион рассматривает как малоизученную и, по непонятным причинам, подвергающуюся большим сомнениям тему. Своими исследованиями учёный пытался ввести сферу так называемых паранормальных явлений в научный обиход. Вот и в книге "Дома с привидениями" Фламмарион опять же вступает в дискуссию со своими коллегами-скептиками. По этой причине данная работа понравилась мне гораздо меньше, чем прочитанные у него же "Тайны смерти". Надо сказать, что, конечно, все эти названия очень наводят на мысли о низкосортной прессе, форсирующей нездоровый интерес к данной тематике. Но вот Фламмариону я в этом смысле доверяю. На мой взгляд, у этого автора нет никакого резона заниматься исследованиями в области сверхъестественного, когда у него хватало и своих научных дел. Меня лично убеждает также то, что Фламмарион - очень далёкий от религии человек. У него не было никаких оснований обосновывать спиритические явления как доказательства продолжения жизни после смерти с религиозной точки зрения, кроме того, у автора отсутствуют какие-либо упования на загробную жизнь: для него это просто физический факт, который необходимо научно утвердить. Посмертные явления Фламмарион расматривает исключительно с материалистической точки зрения и в этом он весьма близок некоторым советским учёным (Леониду Васильеву, например), которые тоже утверждали необходимость изучения подобных психофизических явлений.
Однозначно, "Дома с привидениями" - не лучшая работа Фламмариона. Она выдержана в очень полемическом духе. Все истории изложены примерно одинаково, и поэтому их довольно скучно читать. Допустим, некто заселяется в заранее "неблагополучный" (с точки зрения посещения его духами) дом, сталкивается с чередой неприятных явлений, вызывает священника, священник ничем не может помочь, некто вынужден съехать. Далее Фламмарион резюмирует историю в духе "шах и мат, скептики".
Когда-то работы Фламмариона положили начало моему изучению темы посмертного существования личности. Теперь его исследования кажутся мне словно незавершёнными: Камиль Фламмарион так много сил потратил на то, чтобы доказать истинность паранормальных явлений, но так и не продвинулся дальше утверждения факта их существования. У него строго эмпирический подход, но он никак философски не осмысляет эти явления. В общем, я удивлена, что за всю свою жизнь, полную подобных экспериментов и наблюдений, Фламмарион так и не пришёл к вере.