Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2019 г. 19:35

610

4 Ассорти(мент).

Самое сложное определиться со средней температурой по больнице. То бросает в жар от одной только фамилии автора, как вдруг раз, и обдало ледяным дыханием непонимания поворота сюжета. Неблагодарное дело говорить что-то общее о таком разноцветном тексте и разнообразии отнюдь не блеклых фамилий в своем стиле. В баню фантастику, вообще не понимаю, откуда это все великолепие попало в серию «шедевры фантастики» наряду с космосом, научными прорывами и всем тем, что простые обыватели считают фантастикой в прямом смысле этого слова. Уж простите, Гарри Гаррисона и Толкина отличить могу, не такое уж я здравствуй дерево. В данной антологии собраны те небольшие произведения, написанные в жанре фэнтези, проповедующие мир магии и волшебства, кстати, не всегда с уклоном в черную магию, что так завлекательно нам обозначили на обложке. И да, если уж придираться, то тематика всей вечеринки не очень отражает суть представленных произведений.

Вот аж прям бесит, только начинаешь что-то понимать, втягиваешься, включаешь мозговые извилины и тут бац, вторая смена все закончилось. Поэтому малая проза не дает развернуться в полной мере моей фантазии, как-то все не эпичненько, без тех подробностей, которые напрашиваются на стержень сюжета и углубляются в характер поступков героев. Какое-то мельтешение, похожее на коллективное собеседование на должность придворного чародея, по пунктам, с анкетой и карьерными ожиданиями. Помните, как весь класс писал сочинение «Как я провел лето» - тема-то вроде обширная, но все сводилось в три сюжета – в деревне у бабушки, на море и в лагере. Так и в данном случае, тематика широка как река Волга, но что-то дельное сваять на несколько десятков листов могут только гурманы. Тут все очевидно как первое впечатление, которое всегда останется первым. Авторы - россыпь жемчужин, вместе – уже бусы, не подходящие по стилю к любимым джинсам.

Если уж копать глубже, то премия Небьюла встречается чаще, чем реально чернющий маг, со своими некромантами. Да-да, у меня крайне плоское восприятие черной магии. Для меня эти рассказы даже рядом не стоят с черной магией - так, немного потемнело на небосклоне, оттенив блестки волшебников, дарящих радость и веселье. В топку Некрономикон и Молот ведьм, возьмемся за древнюю магию с Гартом Никсом, поболтаем с голубем и поколдуем над мантикорой. Ну, честно, магии хоть пятой точкой пережевывай, вот практики никакой. А так всем весело, "авада кедавра" нафиг.

Авторов я знавала и раньше. Гейман он есть Гейман, в дополнительном представлении не нуждается. Его замечательный рассказ о девочке-ведьме и парнишке, воспитанном в лучших традициях Коралины и "Никогде", ну там не придерешься, не зря он начинает все это великолепие, возбуждает аппетит. Дальше вспомнился Джеффри Форд, не с самым на мой взгляд удачным рассказом, ну и, пожалуй Орсон Скотт Кард замыкает круг шапочно знакомых. Остальные, увы, загугливались. Что меня поразило, то некоторые авторы и рассказы, такие как, например, «Падуб и железо» или «Жена зимы» даже и не шифровались, а просто интерпретировали всеми известные истории, типа преданий о короле Артуре или сказке о Снежной Королеве. Получилось интересно, но узнаваемо откуда ноги растут. Про голубя Йона Колфера не буду, птица явно трындит не по делу, да и автор схалтурил в объеме. В итоге, никак не получается отделаться от впечатления, что чего-то недостаточно, хотя каждый рассказ читается с удовольствием и интересом.

Общего впечатления нет. Ну не могу я сделать вывод о пробниках, все равно побежишь за полноразмером. Фэнтези надо читать талмудами, чтоб мир развернулся на целую карту королевства, а все волшебные чародеи и колдуны, показали, как они могут сворачивать реальность в трубочку без волшебной палочки. Магия она, конечно, разная. Темная, густая как венозная кровь, красная как глаза мага, после ночи колдовства или так, прошелся по мыльным пузырям, украсил радугой единорога и считай дивиденды.

Но, надо отдать должное. Легли на душу два рассказа – предание Питера С. Бигла «Танец в пустошах» про злого волшебника Карчароса и его больной любви к укротительнице шукри, и «Руки Чужака» Тэда Уильямса о злом и добром маге, где один без другого существовать не могут, так как идет вечная борьба между добром и злом. Тут все красиво, с магией, глубоким смыслом и моралью сказок о добре и зле. Запомнились они как раз своей неоднозначностью, почти размытой чертой между хорошим и плохим, что так ценится в литературе, дает повод задуматься и развернуть диораму дискуссии для внутреннего ангела и демона – будет чем развлечься в минуты апатии.

Антология читается быстро за счет смены кадров за окном. Один за другим пролетают незаметно, как полустанки вдоль скоростного поезда. Кто-то заманивает своей аккуратностью, кто-то необычностью, но как мне показалось, той обещанной ниточки темной магии, черной как душа дьявола, не было. Каждый блистал своим собственным светом, своим взглядом на тему, кто-то в эту тему даже и не попытался вписаться. Но авторы достойны, не зря обласканы всевозможными премиями и бонусами, так что для любителей фэнтези можно и взять пару на заметку, благо у некоторых есть даже собственные циклы. Мне, увы, не хватило масштаба, такого, чтоб в голове осталось надолго хоть какой-нибудь намек на темную сущность сюжета, а не имена тех авторов, кого хотелось бы когда-нибудь прочесть на будущем досуге.

Долгая прогулка июль 2019 г. Закон инерции.