Больше рецензий

29 июля 2019 г. 12:49

515

3

Первое мое знакомство с таким, можно сказать, мастером на все руки, как Мирча Элиаде состоялось несколько лет назад. Тогда мне на глаза попалось произведение «Девица Кристина», в которой рассказывается история семьи, у которой есть свой «скелет в шкафу», вампир. Рассказ, конечно, тяжеловатый для прочтения, но интересный. Мне понравилось переплетение, казалось бы, обычной жизни с фантазией и фольклорными элементами.

«Аспекты мифа» показали мне творчество автора с другой стороны. И скажу честно, я от него не очень в восторге. Да, меня всегда привлекала тема мифологии, поэтому хотелось прочитать не просто мифы, как, например, у Куна, а что-то, что имело бы под собой еще и какую-то научную подоплеку, какое-то объяснение и характеристику. На деле же оказалось, что Элиаде употребляет очень красивых заумных слов, но самих объяснений, как таковых, там нет.

Из всей книги я для себя вынесла только вот что (и то я об этом знала задолго до прочтения текста Элиаде):

Если рассматривать миф как нечто, наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям, духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив – живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости.

Мне не очень понравилось, что для примеров Элиаде использует мифы народов, которые мы не знаем. В моем понимании – если хочешь объяснить что-то на конкретном примере, приведи сначала полный текст, укажи источник, откуда это взято, а потом уже цитируй. Я, конечно, понимаю, что тем, кому интересно, не составит труда залезть в интернет и найти полный текст мифа, но это слишком трудоемко. Конечно, лучший вариант – использовать тексты мифов, которые знают все: мифы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. И сразу станет все понятно. Но Элиаде почему-то так не считает. Хотя, используя эти тексты, можно написать книгу, объем которой будет в 2-3 раза больше.

Что могу сказать, книга меня разочаровала. И если уж я решу продолжить знакомство с работами Элиаде, то это будут исключительно художественные произведения.

Прочитано в рамках игры «Нон-фикшн»