Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2011 г. 17:50

4K

5

- Да какой кому нужен этот "смысл жизни"? Это все интеллигентские бредни, мишура.
- Нет, ты не прав, и сам знаешь это. Стремление к смыслу жизни - это главное отличие человека от животного.
- Да ничем абсолютно человек от животного не отличается. Вся эта культуа-шура-мура, помести тебя в условия, где тебе выживать нужно, в какой-нибудь концлагерь, и вся эта шелуха слетит с тебя в первые же дни. Ты думаешь, когда солдат из окопа на пули шел, он чего-то там за смысл думал? Он либо матом орал, либо, когда совсем страшно, маму звал. Это пока в условиях цивилизации типа таких тепленьких сидим, вот и всплывают эти бредни.
- Нет, подожди, почему же ты так уверен, что абсолютно все в тех же лагерях теряли человеческий облик?
- Да потому что по-другому не бывает. Ты Фрейда читала? Нет? Ну так почитай, и поймешь, что ни-чем человек от зверя не отличается. Он хочет жрать, спать, дать жизнь потомству, и то, если условия позволяют… все остальное - наносное, и при малейших порывах сдувается, как труха.

Ну что ж, я правда не читала Фрейда, поэтому крыть эту карту мне нечем. Однако, венский психолог Виктор Франкл изучал и Фрейда, и Адлера, и вообще первую часть своей профессиональной карьеры был приверженцем классической школы, если верить тем материалам, которые об авторе можно найти не русском языке в сети. Как евреи, во время войны он и его близкие были заключены в концлагеря, жена и родители погибли, сам он чудом вижил, в конце своего заточения даже работал в лагере по специальности, врачом. Позже стал основателем так называемой Третьей Венской школы психологии, и одна из основных идей, которая легла в основу этой школы - утверждение, что главное в человеке - поиск смысла жизни, стремление к нему.

В этой небольшой книжечке представлены наблюдения о жизни заключенных в концлагере. С одной стороны, они очень личные, ведь их написал человек, только недавно освобожденный из этого ада, с другой стороны, Виктор Франкл старался максимально абстрагироваться от сугубо личных переживаний, попытался описать все это с точки зрения психолога, анализируя свои собственные впечатления и опыт по-возможности объективно.

речь пойдет не о тех глобальных ужасах концлагерей, о которых уже и без того много говорилось (ужасах столь неимоверных, что в них даже не все и не везде поверили), а о тех бесконечных "малых" мучениях, которые заключенный испытывал каждый день. О том, как эта мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии обычного, среднего заключенного.

Эту книгу можно считать справочником человеческой подноготной, что происходит с человеком, если его поскрести. И первое, что сразу честно говорит Виктор Франкл: "лучшие не вернулись!".

Меня зацепила одна деталь из скрупулезного описания того, как человек попадал в лагерь, что он испытывал, как ощущения сменяли одно другое и т.д., так вот, по прибытию, когда основную массу направили на отравление, а тех, кого посчитали работоспособными, в настоящую баню с настоящей водой, их там же еще и побрили, полностью, не только головы. И Франкл даже назвал следующую главу "Что остается человеку: голое существование".

За несколько минут ожидания душа мы остро ощутили свою наготу. Да, теперь у тебя действительно нет ничего, кроме собственного тела. Нет даже волос - нет ничего, кроме нашего в самом прямом смысле голого существования. Что нам осталось от прежней жизни? Мне, например, только очки и пояс. Его, правда, мне вскоре пришлось обменять на кусок хлеба.
<...>
Так рушились наши иллюзии, одна за другой. И тогда явилось нечто неожиданное: черный юмор. Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого до смешного голого тела.
<...>
Кроме черного юмора появилось еще другое чувство, что-то вроде любопытства. <...> в Аушвице у людей на короткое время возникало состояние некой объективизации, отстраненности, мгновения почти холодного любопытства, почти стороннего наблюдения, когда душа как бы отключается и этим пытается защититься, спастись.

Да, существуют в мире обстоятельства, когда человек оказывается вырванным из своей "культурной, цивилизованной" жизни, и самое ужасное в том, что очень часто эти обстоятельства - дело рук человеческих. Да, способов унизить человека много. Но и способы защититься от этих унижений, в немыслимых условиях сохранить себя, оказывается, тоже есть. И чувство юмора, и чувство собственного достоинства, и любовь, и поиск смысла, и вера в смысл.

Комментарии


Спасибо за рецензию!!!давно уже хотела прочесть эту книгу.


Мне понравилась ваша рецензия. Но как человек, судьбы предков которого тоже переехала война и концлагеря и т.д., я не могу поддержать вашу точку зрения - у вас есть возможность смотреть на такие вещи действительно со стороны. Если история затрагивает тебя, или твою семью, и уж точно народ, к которому ты принадлежишь, единственное, что имеет смысл - это то, что все это не имеет смысла. Я читала эту книгу и пришла к выводу, что поиск смысла был индивидуальной защитой Франкла, он НЕ сбежал в США, хотя имел возможность сбежать. Он НИЧЕГО не сделал в ту ночь, когда за ним должны были прийти. Он просто не мог простить себе такую ошибку.
Я, собственно, про эту фразу: Но и способы защититься от этих унижений, в немыслимых условиях сохранить себя, оказывается, тоже есть. И чувство юмора, и чувство собственного достоинства, и любовь, и поиск смысла, и вера в смысл.
Это не про сохранение чувства собственного достоинства - таких сразу отправляли в газовые камеры, это только про то, чтобы ФИЗИЧЕСКИ выжить, дотянуть.
Все, что оставалось узникам концлагерей, - это не потерять тончайшую нить, которая еще связывала их с жизнью. И Франкл очень четко про это пишет. Когда они выходили на свободу, если выходили, почти все зачеркивали в памяти ВСЁ, как могли.


В целом согласна. Лично я увидела у Франкла две основные линии выживания: первая - это чтобы тебя не убили, не замучили, не умереть с голоду, от болезней, от побоев; вторая - не потерять во всем этом волю к жизни, "не кинуться на проволоку", как он сам сказал. И ведь это было очень важно тоже, он старался сам по мере сил и другим хоть как-то в этом помочь. Вот в этой второй линии и важно - и про любовь, и про смысл, и про собственное достоинство. Это не те чувства, которые демонстрировались, это внутри, у него там есть очень четкие слова и про это самое внутреннее чувство собственного достоинства, где он говорит про "тонко организованные натуры":

Человек, не способный последним взлётом чувства собственного достоинства противопоставить себя действительности, вообще теряет в концлагере ощущение себя как субъекта, не говоря уж об ощущении себя как духовного существа с чувством внутренней свободы и личной ценности. Он начинает воспринимать себя скорее как частичку какой-то большой массы, его бытие опускается на уровень стадного существования.


Для нашего времени эта вторая линия выживания - когда тебя никто там не бьет и не убивает, но когда человек сам по себе перестает видеть смысл - очень важна, поэтому я ее и подчеркиваю.


Да, с такой интерпретацией, я, пожалуй, согласна.


Какая замечательная рецензия! Немедленно захотелось прочесть книгу. Спасибо!

Комментарий удалён.

Заказывала эту книгу совсем недавно, то ли на Озоне, то ли в Лабиринте.


Вот, оказывается, есть в Лабиринте, в другом немного оформлении - http://www.labirint.ru/books/200000/


А на Озоне есть еще два издания, такое же как у меня - http://www.ozon.ru/context/detail/id/4473202/ и вот даже бюджетный вариант, и как-то даже сказать можно, оказывается - http://www.ozon.ru/context/detail/id/4925510/