Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

9 августа 2019 г. 18:25

1K

4 Долгая дорога домой

Холли Хоган — четырнадцатилетняя девочка, большая часть жизни которой прошла в специальном учреждении, детском доме в миниатюре, среди таких же отверженных ненужных детей. Она — диковатая и недоверчивая, агрессивная и бунтующая против любых правил, иногда по-детски наивная во многих вопросах, иногда слишком взрослая, познакомившаяся со многими трудностями и теневой изнанкой жизни. Она привыкла к такой жизни, крепко подружилась с другими ребятами и со своим куратором, однако, несмотря ни на что, она мечтала вернуться в Ирландию, чтобы найти свою настоящую мать. Но вскоре Холли попала в приёмную семью, где так же столкнулась с определенными трудностями, ведь она не воспринимала разумные ограничения и проявления заботы, видела в этом лишь желание досадить. Ей не хватало такта, не хватало сил сдерживать бушуюшую внутри злость. Потому что всё неправильно, потому что приемные родители — это не горячо любимая мамочка. Толчком к тому, чтобы бросить всё и отправиться в неизвестность, стал белокурый парик, благодаря которому Холли смогла трансформироваться в решительную беспринципную Солас.

Я очень долго колебалась, какую же оценку поставить данной книге. С одной стороны начало прямо раздражало: повествование, стилизированное под речь четырнадцатилетней, поведение Холли, её поступки, которые заставляли то возмущаться, то закатывать глаза. Но потом начинается дорога, в которой Холли ищет утешение, ищет не столько путь в Ирландию, сколько путь к самой себе, к своим истинным желаниям, к правде, которую так непросто принять. И за всей этой вымученной дерзостью, за привычкой красть всё, что плохо лежит, и нападать первой до того, как посторонним удастся пробраться под колючую броню прячется маленькая брошенная девочка, которой очень страшно. Эта девочка хочет домой, хочет безопасности, внимания и тепла. И здесь начинаешь сочувствовать героине.

В историю Холли также вплетаются истории других детей, её соседей по приюту, которым не помогли. Тяжелые моменты здесь показаны скорее штрихами-намеками, будничными упоминаниям Холли о попытке заняться проституцией, о расстройстве пищевого поведения у её подруги, о многочисленных проблемах её друга, который растёт малолетним хулиганом и начинающим вором. Так что под милой лиловой обложкой таится совсем не детская история. Однако контрастом со всеми кошмарами и грязью выступает доброта — хорошие люди, которые готовы помогать безвозмездно, куратор, который по-настоящему заботится о подопечных, второй шанс для отчаявшихся. В общем, история довольно трогательная, хотя некоторые моменты и сглажены, а некоторые важные открытия происходят за шаг до непоправимого.

Клуб любителей Young Adult. Книжный бой.

Комментарии


у меня всегда какие-то скомканные чувства по отношению детей из дет.домов...часто ездила в лагерь, где два отряда были - дети из подопечного организации дет.дома.
Компания была белорусско-немецкая, и этому детдому повезло: деток возили на экскурсии по европе (чего у нас, простых семейных могли позволить единицы родителей), привозили красивые игрушки, импортные вещи. Эти дети потом выменивали всё это своё добро у нас на сладости, которые привозили нам по выходным родители. Им не было жалко, ведь они знали, что получат "этого добра заморского" ещё. А вот шоколадки им никто не привозил, да и косметику девчонкам-подросткам брать пока было не у кого.

Мы, такие же дети, "кидались" на яркие штуки, которых у нас в то время не было (да и быть не могло, вот такое время), а они - тоже искали то, чего нет обычно у них.

Так вот... С одной стороны они (большинство, достаточно типичное поведение, у кого-то ярче, у кого-то слабее, но есть) жестоки, и "требовательны", ведь их с самого детства приучают заочно к мысли, что им мы (счастливчики не из детдомов) "должны". Люди должны к ним относиться снисходительнее, им должны помогать, проявлять больше внимания, которого им не дали их отсутствующие родители. Такие дети очень часто после такой "зомбации" не в состоянии воспринять отказ.
С другой стороны, таким детям во-первых, действительно не повезло. Далеко не всегда бывает такой вот "куратор", который кроме любви учит их жить в мире людей, в социуме, так скажем.
Сложно ожидать от человека относиться к людям так, как умеют те, кто жил в полной семье, например. Ведь человек просто не знает, как бывает по-другому, а не так, как в группе таких же как ты на одного воспитателя.
И есть ещё куча противоречивых моментов....Даже со стороны людей из "благополучных" семей, в большинстве своём с детства не "обученых" к сосуществованию в людьми "не такими". (в моём городе было всего две школы, а сейчас ни одной, по-моему, где в одной параллели было 2 класса с детьми из детдома и детьми из детдома. Это был опыт, мы учились воспринимать друг друга "на равных", и друг друга учили жить в общем мире соседями)

Хорошо, если такие детки потом в жизни встречают хороших людей, которые помогают не "медвежьей помощью"(подпитывая уже сложившиеся убеждения о долге и особенностях), а действительно показывают, объясняют и подталкивают к нормальным, человеческим отношениям, уважать отличных от тебя людей, хорошей жизни и созданию тёплой и любящей семье уже с участием в качестве родителей.


Мне не довелось познакомиться с кем-нибудь из таких детей, так что вижу ситуацию лишь со стороны. Но было интересно узнать о вашем опыте, по большей мере всё это грустно. А вот история со школами, наоборот, хорошая. Всё-таки важно понимать и принимать людей, которые отличаются от тебя жизненными обстоятельствами, причём важно для обоих сторон.

Да, это очень хорошо. Хочется надеяться, что так и происходит.


увы....сейчас родители имеют право голоса (тоже по своим причинам, в том числе и за откачку денег из семейного бюджета в общую казну под прикрытием "для вашего чада"), которые редко (большинством) готовы на такое "соседство". В школе, где работала мама и были классы зпр (прошу заранее прощения за такой термин, я не знаю, как это политкорректно сейчас называть), эту практику отменили после 2009 года. Школа стала образцово-элитной. А из моей ещё в моё время убрали при присвоении статуса гимназии....(((
Здесь, в России (в частности Москве) с кем бы я ни разговаривала, такой практики не знают. И, как писала выше, есть причины, по которым это уже не случится. А жаль. Есть риски, да, и должен быть подготовленный персонал в первую очередь. А откуда его взять, если люди в том числе в подростковом времени тоже не были "обучены" жить вместе.

Уже не по теме книги, сейчас много волонтерских программ, многие компании патранируют интернаты, да и будем честны, различные приюты для животных. Сотрудники выезжают с какой-то периодичностью помогать и "социализировать" (и заодно социализироваться). Но на моей практике (6 разных компаний) - только в одной вызывали предварительно человека-специалиста, который объяснял, как вести себя, что делать, а чего делать не стоит, и как помочь, а не навредить. И это было относительно приюта отказных собак (собаки со служб таможни, полиции, охранных предприятий, военных, списанные по возрасту, заболеваниям, психическим отклонениям или потерявшие человеческого напарника и на этой почве не способных воспринимать другого "хозяина"), а не людей, которых мы гораздо больше понимаем, знаем о психологии и так далее.

проблема, которая носит уже нарицательное имя в тематических кругах - "кормушка для птиц", когда детей учат помогать птичкам, создавая кормушку из пластиковой бутылки, не говоря о том, что а) ее надо наполнять регулярно всю зиму и чем, б) прибивая ее гвоздями к деревьям, в) теперь уже в открытую вредоносным пластиком или пакетами от молока, которые потом превращаются в мусор в лесу....

Хех, прошу прощения за этот лонг-оффтопик.
*но вдруг заглянут и что-то полезное будет из этих речей)


Обученный персонаж — это настоящая проблема. Я почему-то была уверена, что в больших городах с этим дела обстоят лучше, а оно вот как. Печальная ситуация.
Для меня ваши речи были очень полезными, всё-таки и лично для себя я почерпнула совершенно новые сведения и информацию для дальнейших размышлений. Спасибо.


Вот у меня тоже двойственное отношение к таким, с одной стороны вроде как жалко, с другой стороны у них в мозгах что им все должны. Не раз видела истории, что брали ребенка из дет.дома в нормальную семью, растили-любили, а они потом подростками порывались искать своих матерей, которые их бросили. И приемным родителям гадости говорили, а перед родной стелились. То есть со стороны психологии мб оно и объясняется, но вот со своей стороны я такого понять не могу. И ещё, хоть я с такими детьми лично и не общалась, но возле одной квартиры, в которой я раньше жила, в паре остановок был дет. дом, и вот эти дети стайками попадались то по пути, то в транспорте. Со стороны как гопники, дерзкие, нахальные, наглые. Думаю в такой атмосфере нормальный психически человек не выживет, или станет таким же, или его затюкают.
Вообще тема сложная, брошенные дети по сути тоже самое, что бездомные собаки. В стаях они опасны, чтобы их социализировать нужна долга работа и специалисты, а это куча денег, времени и людских сил. А убивать их вроде как не гуманно, поэтому имеем что имеем.


Ну, в подобных установках виноваты прежде всего взрослые, ведь дети не приходят в мир с набором убеждений, они получают их в той среде, где обитают. И главная проблема в созданных условиях, в нехватке времени, материальных ресурсов и подготовленного персонала, которые бы, как говорилось выше, помогли бы в социализации. А так получается один воспитатель на кучу народа, а в тоге все дети сами по себе, как тут не нахвататься всякого вредного.
Насчёт поисков биологических родителей — тема сложная. Тут много может быть причин и понять временами действительно сложно. Но всё-таки многим свойственно оправдывать родных до последней черты, какими бы на самом деле не были эти самые биологические матери.